management), к-рая вышла в 1911 г., Тейлор утверждал, что каждое рабочее задание должно быть
упрощено до такой степени, чтобы рабочему надо было выполнить минимум операций, но он должен
выполнять их многократно и эффективно, пользуясь подходящими для этого инструментами.
Необходимо исследовать методы, используемые лучшими рабочими, и хронометрировать выполняемые
ими операции; это образцовое выполнение работы должно быть критерием оценки и оплаты труда др.
рабочих. (Кроме Тейлора, моторно-временным анализом занимались инженер Фрэнк Гилбрет и его
жена Лилиан, одна из первых женщин-психологов; целью их исслед. было уменьшение количества
ненужных движений во время работы; для фиксации движений использовалась киносъемка.) Тейлор
рекомендовал, чтобы все решения, касающиеся планирования, темпов работы, эксплуатации
оборудования и прочего, принимались администрацией. Понимая, что мотивация и производительность
труда зависят от материальных вознаграждений, он рекомендовал сдельную оплату труда, т. о. положив
начало использованию планов стимуляции и систем оплаты, зависящей от выполнения работы. Его
сторонники считали, что рабочие по своей природе ленивы, и необходимо постоянно наблюдать за
ними и оценивать их работу, что послужило толчком к быстрому развитию профсоюзного движения.
Тем не менее, Тейлора интересовали челов. аспекты пр-ва, такие как подбор работников, лучше всего
подходящих для данной работы, и он осуждал эксплуатацию рабочих. В рез-те его исслед.
эффективности повысилась производительность компании и заработная плата, а работники стали
меньше уставать.
Первая мировая война
Несмотря на работы этих первопроходцев, психологии труда не удалось завоевать признания ни
в качестве научной дисциплины, ни в качестве профессии до того, как началась Первая мировая война.
Главный журнал этой области исслед. «Журнал прикл. психологии» (Journal of Applied Psychology),
начал выходить в 1917 г., т. е. через 25 лет после основания АПА.
В войнах, непосредственно предшествовавших Первой мировой, использовалось в основном
однозарядное, заряжавшееся с дула огнестрельное оружие, и это оружие производило примерно такой
же эффект (с т. зр. точности, скорострельности и пробиваемости) как средневековый большой лук или
римская катапульта. Поскольку в этой новой войне на смену мушкетам и пушкам, стрелявшим ядрами с
низкой точностью и на небольшие расстояния, пришло оружие, заряжавшееся с казенной части, то
повысилась дальнобойность, точность и скорострельность огнестрельного оружия. Поэтому пули и
снаряды, к-рые прежде солдаты изготовляли кустарно прямо в ходе сражения, теперь производились на
заводах в количествах, исчислявшихся миллиардами. Теперь жизнь и смерть зависела от массового пр-
ва в тылу в не меньшей степени, чем от солдат на поле боя.
Когда самая мощная в мире индустриальная держава внезапно объявила мобилизацию, то к пей
были готовы миллионы мужчин, а средства коммуникации и транспорта позволяли перемещать десятки
тысяч людей по мере необходимости. Военные вербовщики столкнулись с тем, что кандидатов больше,
чем требуется. Как проводить их отбор и распределение по воинским специальностям? В самом начале
войны по заказу армии США был разраб. письменный тест для отсеивания с курсов профессиональной
подготовки непригодных новобранцев. Основа этой работы была заложена еще Вундтом, к-рый с 1879
г. занимался разраб. тестов, предназначенных для прогнозирования способности к научению. За десять
лет до начала Первой мировой войны А. Бине получил заказ Министерства просвещения Франции на
разраб. теста для прогнозирования успеваемости детей в школе. В начале войны Л. Т¸рмен, работавший
в Стэнфордском ун-те, адаптировал представления Бине и создал американизированный тест
Стэнфорда-Бине, позволявший выразить общие умственные способности ребенка одним числом
коэффициентом интеллекта (IQ). В рез-те психологам удалось переделать этот новый тест интеллекта в
армейскую версию, а АПА призвала своих членов оказывать профессиональную помощь во всех видах
деятельности, направленной на военные цели.
К тому времени А. Отис уже разраб. тесты интеллекта для массового применения в пром-сти.
Позаимствовав стратегию Отиса, психолог Роберт Йеркс создал общеармейский групп. тест интеллекта,
к-рый был пригоден для тестирования широкого круга молодых взрослых людей, краток и прост в
использовании, а его рез-ты легко было подсчитывать при широкомасштабном применении. Армейский
тест «Альфа» предназначался для грамотных новобранцев; армейский тест «Бета» предлагали 30%
новобранцев, к-рые не умели читать или не знали английского языка.
В дальнейшем разраб. тестов была продолжена, включая отборочные собеседования. Были
формализованы описания работ, разраб. тесты профессиональных знаний и подготовлены
прогностические инструменты для отбора кандидатов на обучение в офицерских и летных школах, а тж
введены в действие программы консультирования. Постепенно программу тестирования стали
|