Возможно, что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих
коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели лишь к весьма
скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается наиболее эффективной в работе с
людьми, к-рые уже благоприятно настроены в отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не
настроены благоприятно, они могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать
внимания на плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются ее
воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к себе или искажая его
смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские усилия могут начинаться с предварительной
подготовки аудиторий к восприятию сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс
подразумевает апелляции к важности рассматриваемого вопроса.
Маркетинг товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность представляют
собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в доведении до потребителей всей истины,
а в выборочном дозировании информ. с целью стимулирования роста продаж.
См. также Аттитюды, Теория коммуникации, Убеждающие коммуникации, Социальное влияние
Ч. Виник
Просоциальное поведение (prosocial behavior)
П. п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но
выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П. п. предлагались как внутренние, так и
внешние механизмы. По мере взросления и развития индивидуумы совершенствуют свое понимание,
лучше предвидят последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и поступать на
основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних факторах внимание исследователей
сосредоточивалось на ситуационных детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п.
подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления,
почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния на поведение
восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей теории научения, просоциальные
реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на
индивидуумов тж влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.
Обнаружено, что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как
присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации
приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление
свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения
присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства
оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они
испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения.
Внутренние факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел.
Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении.
П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений.
См. также Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей, Сотрудничество/соперничество,
Развитие социального поведения людей, Исследование социального климата
Ч. Г. Хьюбер
Профессиографический анализ (job analysis)
Разраб. исследовательских и психол. программ в орг-циях часто требует знания различных
аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к-рого это знание приобретается, наз. П.
а., тогда как отчет по рез-там такого анализа наз. профессиограммой (job description). Иногда эти
термины употребляются как взаимозаменяемые.
Работа анализируется прежде всего для того, чтобы дать ответ на два вида вопросов: а) какие
операции выполняются в процессе работы; б) какие ресурсы необходимы для этого. Ответы на первый
вопрос могут описывать рез-ты работы или трудовые достижения, задания или обязанности, рабочие
методы и процедуры и др. относящиеся к работе действия, типичные для всех людей, выполняющих эту
работу. Всестороннее изучение работы может тж дать информ. о многообразных отклонениях в
выполнении рекомендованных процедур или о возможных, но обычно не учитываемых или даже
нежелательных последствиях к.-л. производственных действий. Ответы на второй вопрос могут
|