пассивные стратегии, такие как поддержание покоя, имели больше проблем с адапт. Этот стиль
совладания был связан с более выраженным снижением школьной и соц. активности, более частыми
обращениями к врачам и большей депрессией и тревогой. Дети, занимавшие по отношению к Б. более
активную позицию, т. е. использовавшие разнообразные когнитивные и поведенческие стратегии
совладания, демонстрировали более высокую школьную и соц. активность и требовали к себе меньшего
внимания со стороны служб системы здравоохранения.
Специально для оценки стратегий совладания, с помощью к-рых дети справляются со
стрессовыми ситуациями, Спирито, Старк и Уильямс разработали вопросник Детское совладание
(KIDСОРЕ). Чтобы определить контекст для ответа на пункты, связанные с соотв. стратегией
совладания, ребенок должен припомнить недавнее стрессовое событие. Учитывая то обстоятельство,
что Б. является наиболее распространенной проблемой, отождествляемой детьми с мед. проблемами,
вопросник KIDCOPE может служить полезным инструментом для оценки стратегий совладания с Б.,
особенно в силу его краткости и простоты заполнения.
Возраст и пол детей. Данные исслед. свидетельствуют об отсутствии значимых различий в
совладании между мальчиками и девочками, однако выявлены существенные различия в стратегиях
совладания у детей различных возрастов. Старшие дети демонстрируют более широкий репертуар
умений совладания, в особенности когнитивных умений. Нек-рые данные указывают на то, что старшие
дети с хронической Б. по мере взросления могут все больше опираться на негативное мышление и
пассивные стратегии совладания. По достижении юношеского возраста нек-рые из этих неадекватных
стилей совладания могут закрепиться и стать устойчивыми к изменениям.
Родители. Отношение родителей к стратегиям совладания и адапт. своих детей тж стало
предметом недавних исслед. В ряде работ оценивалось влияние присутствия и отсутствия родителя на
совладающее поведение ребенка в ситуациях болезненных мед. процедур. Большинство этих исслед.
показывает, что хотя в отсутствие родителей дети демонстрируют менее выраженный дистресс, у них
может наблюдаться нарушение физиолог. и психол. равновесия, а тж торможение поведенческих
реакций. Т. о., вместо изучения эффектов отсутствия родителей, более перспективными здесь могут
оказаться исслед. того, какие модели поведения родителей связаны с эффективным или неэффективным
совладанием детей при болезненных мед. процедурах.
Стратегии совладания, используемые родителями для того чтобы справляться с их собственной
(родительской) Б., тж могут оказывать влияние на адапт. детей с болевыми проблемами. В одном из
исслед. было обнаружено, что дети родителей, занимавших активную позицию в преодолении
собственной Б., сохраняли более высокую активность при эпизодах Б., вызванной серповидноклеточной
анемией. Более того, были зафиксированы значимые связи между стратегиями совладания у родителей
и их детей, говорящие о том, что дети могут научаться тому, как справляться с Б., наблюдая за
реакциями своих родителей.
Клинические приложения
Обучение умениям совладания в настоящее время входит в большинство комплексных подходов
к управлению хронической Б. Мультидисциплинарные программы сегодня часто включают групповые
или индивидуальные сессии, в ходе к-рых пациентов обучают использовать навыки активного
совладания и приемы когнитивного реструктурирования, позволяющие справиться с Б. Несмотря на то
что такой подход не является традиционным при большинстве проблем совладания с острой Б., растет
признание того факта, что необходимо обучать стратегиям совладания тех пациентов, курс лечения к-
рых связан с прохождением болезненных мед. процедур. Вероятно, областью, к-рая привлекает к себе в
этом отношении наибольшее внимание, является подготовка детей к хирургическим операциям или
курсу прохождения инвазивных мед. процедур, используемых, напр., в ожоговой терапии или при
лечении раковых заболеваний. Несмотря на то что этот подход обычно не применяется до тех пор, пока
у ребенка не обнаружатся серьезные проблемы в совладании с Б., нек-рые клиницисты начинают
осознавать необходимость помощи детям при подготовке их к совладению с болезненными ситуациями
до того, как это может перерасти у них в проблему повышенной чувствительности к Б.
См. также Страх, Интернализация, Боль, Самоконтроль
К. М. Гил
Бредовые расстройства (delusional disorders)
Б. р. представляют собой симптомы содержательных нарушений мышления. Каплан и Садок
определяют бред как ложные убеждения, к-рые не могут быть устранены при помощи логических
|