подходы предоставляют достаточно эффективные средства для обучения лиц с различными,
связанными с хронической Б., проблемами использованию более эффективных стратегий совладания.
Острая боль
Острая Б. может возникать в результате событий, варьирующих от незначительных травм до
болезненных последствий хирургической операции или инвазивных процедур. Как и в случае
хронической Б., при острой Б. индивидуум реагирует на нее спонтанно и использует при этом
различные стратегии совладания. Поскольку ситуации острой Б. зачастую оказываются тж стрессовыми
и вызывают сильную тревогу, стратегии совладания, используемые в этих ситуациях, часто включают
как стратегии преодоления Б., так и стратегии преодоления тревоги.
К ранним попыткам исследовать стратегии совладания, использующиеся при острой Б.,
относятся исслед., к-рые описывали дооперационных или послеоперационных взрослых пациентов как
активных или как избегающих. В качестве активных пациентов рассматривались лица,
демонстрировавшие приближение к болезненному стимулу (т. е. хирургической операции) посредством
активного поиска внешней информ., рационального обращения с ней и использования когнитивных
стратегий совладания. Избегающие (т. е. с высоким уровнем отрицания стимула) пациенты
предпочитали не иметь информ. о предстоящей операции или мед. процедуре и, действительно,
испытывали тревогу и усиление Б. при получении такой информ. Однако выводы, полученные на
основе этих исслед., оказались ограниченными, поскольку в них часто предпринимались попытки
отнести пациентов к одному из этих стилей совладания, опираясь на личные интервью, данные к-рых
обладали сомнительной надежностью.
Позднее были созданы средства для систематического оценивания стратегий совладания в
ситуациях острой Б. Батлер с сотрудниками разработали инвентарь когнитивных стратегий совладания
(cognitive coping strategy inventory, CCSI), предназначенный для послеоперационных пациентов. Этот
опросник состоит из субшкал, сходных с измерениями (dimensions), используемыми при оценке
совладания в ситуациях хронической Б. (т. е. драматизации, отвлечения внимания и использования
мысленных образов). Формулировки пунктов, однако, подобраны т. о., чтобы они соответствовали
опыту переживания острой Б. Исслед. с использованием CCSI показали, что этот опросник обладает
достаточным уровнем надежности и валидности, и что стратегии совладания, применяемые
послеоперационными пациентами для преодоления Б., связаны с выздоровлением. Напр., взрослые
пациенты, имеющие высокие показатели в стратегии драматизации, обнаруживают более высокие
уровни испытываемой Б. и функциональной неспособности после операции.
Детская боль
Изучение стратегий совладания у детей, сталкивающихся с болезненными переживаниями,
является сравнительно новой областью исслед. В отличие от исслед. взрослых, в к-рых для оценки
совладания с Б. преим. используются опросники, в исслед. детей, в основном, используются методы
интервью и наблюдения.
Применяются открытые и полуструктурированные формы интервью для сбора информ. о том,
как дети переживают Б. и что они предпринимают в ответ на нее. Напр., Росс и Росс интервьюировали
большую выборку детей школьного возраста и задавали им вопросы о стратегиях, к-рые они
используют для того, чтобы справиться с Б. Нек-рые из этих детей страдали хроническими
заболеваниями, такими как серповидноклеточная анемия или гемофилия, однако большинство из них не
имели серьезных проблем со здоровьем и рассказывали о своих стратегиях преодоления Б. в
распространенных жизненных ситуациях (напр. порезы и ушибы). Отвечая на открытые вопросы, лишь
нек-рые дети говорили об использовании активных сознательных стратегий совладания с Б. Среди
детей, сообщивших об использовании стратегий, наиболее распространенными оказались такие
стратегии, как отвлечение внимания, остановка мыслей и релаксация.
Обсервационные исслед. детских стратегий совладания с Б. посвящены в основном изучению
реакций детей на болезненные процедуры, такие как ожоговая терапия или лечение раковых
заболеваний (напр. венепункция, аспирация костного мозга). В этих исслед. наблюдатели регистрируют
частоту проявления детьми таких реакций, как крик, поиск соц. поддержки, поиск информ., вербальное
и двигательное сопротивление. Хотя такие действия обычно рассматриваются как показатели дистресса,
нек-рые из них могут тж интерпретироваться как совладающие усилия, предпринимаемые ребенком для
того, чтобы справиться с Б. и ситуативным стрессом.
В неск. недавних исслед. было обнаружено, что стратегии совладания детей школьного возраста
могут надежно оцениваться при помощи опросников. Используя модифицированную версию взрослого
CSQ, Гил и сотрудники установили, что дети, склонные к негативному мышлению и опирающиеся на
|