Профессиональное консультирование (occupational counseling)
П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области
профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по
вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке
клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с
традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных
ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех
уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и
последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта
в П. к.
Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные
цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой
выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача
консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают
П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов.
П. к. уходит своими корнями в движение соц. реформ конца 1800-х гг. Его формальным
основателем считается Фрэнк Парсонс. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе к-рого клиент
узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и др. в процессе «принятия выверенного решения».
Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в
школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах,
центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration), гос. бюро
по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере
бизнеса и промышленном пр-ве.
Теория и методы
П. к. опирается отчасти на теории выбора профессии. Крайтс делит существующие теории на
непсихологические, включающие: а) теорию случайного выбора; б) экономическую теорию; в)
культурную и социологическую теории; и психол., включающие: а) факторные теории черт; б)
психодинамические теории; в) теории развития; г) теории принятия решений. В большинстве случаев,
однако, деятельность консультантов определяется практ. проблемами, возникающими при оказании
помощи клиенту в принятии и реализации обоснованных решений о выборе профессии.
Наиболее распростр. формой П. к. яв-ся индивидуальное консультирование, предполагающее
взаимодействие одного консультанта и одного клиента. Однако сравнительно недавно появилась все
усиливающаяся тенденция к использованию др. стратегий.
Эти популярные процедуры, по-видимому, содержат ряд общих элементов, к-рые делают их
успешными и к-рые могут применяться в любой из форм работы с клиентами.
1. Информирование о себе и о мире труда.
2. Поддержка, включающая соц. поддержку, обеспечиваемую консультантом, друзьями и семьей,
или деловые контакты.
3. Когнитивная структура, или выработка определенной схемы для понимания себя и мира труда,
а тж для реализации связанных с профессией выборов.
4. Репетиция намерений с целью уточнения и подкрепления выборов и стимуляции изучения
профессии.
Информирование как инструмент воздействия. Информ. о мире труда может извлекаться из
печати или др. СМИ, она тж может собираться в процессе поиска работы, связанного с посещением
предприятий или орг-ций, в ходе личных бесед, комбинированных образовательных программ,
сочетающих в себе учеб. и производственную деятельность, и собственного опыта трудовой
деятельности.
Психологи, занимающиеся вопросами выбора профессии, указывают тж на необходимость
формирования представлений о самом себе как одной из целей консультирования. Д. Супер наз. это Я-
концепцией, Холланд профессиональной идентичностью, а Тайлер профессиональным
конструктом. Клиент использует информ. о профессиональных интересах, ценностях, умениях и
способностях с целью выработки представлений о наиболее приемлемых вариантах профессий. Затем
он подвергает эти варианты проверке путем их непосредственного изучения.
Оценка. Было обнаружено, что в П. к. могут оказываться полезными стандартизованные
|