встречался. Узнающая память используется для того, чтобы дать ответ на вопрос теста с
множественным выбором, чтобы заметить знакомое лицо в толпе, или для того, чтобы узнать в музее
картину, виденную в учебнике.
Др. формой поиска яв-ся вспоминание. Оно, напр., используется при ответах на вопросы теста,
требующих заполнения пропусков, при повторении по памяти выученного ранее стихотворения и при
рассказе о проведенном отпуске.
Признаки информационного поиска
Важным фактором поиска информ. в памяти яв-ся наличие признаков (ориентиров, подсказок)
поиска (retrieval cues), или ассоциативных связей, ведущих к информ., требующей вспоминания (т. е.
извлечения из памяти). Одна из перспектив, в к-рой можно рассматривать различия между узнаванием и
вспоминанием касается того, в какой степени каждый из этих способов предоставляет признаки поиска.
В целом, вопросы теста, предлагающие кому-либо вспомнить информ., предоставляют меньше
признаков для се поиска в памяти, чем вопросы с множественным выбором, в к-рых дается неск.
альтернативных ответов.
Контекстные признаки поиска. Информ., усвоенная в определенном окружении, более точно
вспоминается, когда индивидуум находится в такой же окружающей среде, независимо от того яв-ся ли
учеб. контекстом комната, детская кроватка или некто в костюме аквалангиста на глубине 10 футов под
водой.
Внутренние состояния как признаки поиска. Признаки поиска информ. в памяти могут
обеспечиваться внутренними состояниями, имевшими место при первоначальной кодировке материала,
феномен, известный как зависящая от состояния память (state-dependent memory). Факты говорят о
том, что самые различные внутренние состояния могут выполнять функции таких признаков.
Обнаружено, что поиск информ. в памяти происходит успешнее, когда человек находится в том же
настроении во время вспоминания, что и в тот момент, когда материал кодировался в памяти, хотя эти
результаты и не всегда воспроизводимы. Как ни странно, феномен зависящей от состояния памяти
обнаруживается тж при наркотических состояниях, хотя это не означает, что информ. лучше заучивать
под влиянием наркотиков.
Одна из интерпретаций заключается в том, что в процессе первичного кодирования информ. она
связывается с сетью стимулов, составляющих внешнее окружение или внутреннее состояние. Когда эта
сеть активизируется благодаря возвращению в ту же самую среду или психол. состояние, она
обеспечивает средства доступа к ранее выученному материалу. Простого припоминания исходной
обстановки обучения без реального возвращения в нее уже достаточно для демонстрации улучшенного
поиска и извлечения информ. из памяти.
Иногда признаки, вводимые во время поиска, могут повлиять на извлекаемую из памяти информ.
Рассмотрим случай, в к-ром некто был очевидцем происшествия и был вызван для дачи показаний. Дача
показаний очевидцами часто яв-ся убедительной для присяжных, и правдоподобно предположить, что
очевидцы могут дать точный отчет об увиденном. Тем не менее, информ., содержащаяся в вопросах
адвоката, может действовать в качестве признака, изменяющего воспоминания очевидцев. Оценки
испытуемыми скорости автомобиля в ходе происшествия, снятого на пленку, были выше, если такие
вопросы включали слово врезавшийся, а не слово столкнувшийся.
Сбои в процессах поиска и извлечения информации из памяти
Многое стало известно о процессах поиска и извлечения информ. благодаря исслед. случаев, в к-
рых поиск не был полностью успешным. Ошибки, допущенные при попытках вспомнить те или иные
сведения, дают нам подсказки о тех категориях, в к-рых сохраняется информ.
Феномен «вертится на кончике языка». Феномен «вертится на кончике языка» (ТОТ state: tip-
of-the-tongue)
имеет место, когда индивидуум ищет в своей памяти знакомое слово, однако, будучи
неспособным извлечь его из памяти, вспоминает слова сходной формы и значения. Одним из примеров,
отмеченных Брауном и Мак-Нейлом, была попытка вспомнить название улицы, на к-рой жил
родственник (Cornish
Корнуэльская), а человек, неспособный вспомнить, воспроизводил вместо
этого слова Конгресс, Коринф и Конкорд (Congress, Corinth and Concord). Как показывает этот пример,
неправильные слова могли быть извлечены в памяти благодаря сходству с искомым словом, такому как
первая буква и/или число слогов. Или же если полное слово не удалось вспомнить, может
присутствовать частичное знание об искомом слове, как, напр. число слогов.
Вытеснение и неудачи в поиске и извлечении информации из памяти. Др. т. зр. на процессы
поиска информ. в памяти была предоставлена психоанализом. В «Психопатологии обыденной жизни» З.
Фрейд собрал и проанализировал ряд примеров ошибок памяти, включ. оговорки, забывание
|