совместное участие множество различных дисциплин, от электротехники до философии и от биологии
до политологии. Серьезный интерес к П. к. как специфической области исслед. вытекает из осознания
того, что различные феномены в каждой области обладают определенными сходными чертами и что от
использования единой модели коммуникаций выиграла бы каждая из этих областей.
Принятая общая форма анализа этого процесса обусловлена потребностью инженеров-связистов
измерять передачу информ. и состоит из пяти шагов: а) источник (исходное состояние дел); б)
передатчик; в) канал; г) источник шума и д) получатель (приемник), осуществляющий реконструкцию
состояния дел. Каждый канал имеет свою пропускную способность, к-рая определяет подходящий для
него тип и объем данных; тем самым перевод данных в подходящую для данного канала форму
(кодирование) и обратный перевод для их использования приемником (декодирование) становятся
центральными проблемами анализа и разработки систем связи. Шум определяется как источник ошибок
в передаче сигнала: сигнал, получаемый приемником, яв-ся функцией от исходного сигнала и шума.
Изучение коммуникации подразделяется на области межличностной и массовой коммуникации.
Осн. отличие состоит в том, что при межличностной коммуникации получатель может реагировать на
нее немедленно, создавая сеть из неск. звеньев коммуникации. Массовая коммуникация не рассчитана
на столь быструю реакцию, и каждое передаточное звено отделено по времени от другого; однако, нек-
рые технические нововведения сглаживают это различие, делая массовую коммуникацию способной к
более быстрому реагированию.
Изучение межличностной коммуникации оказывается наиболее сложной из этих двух областей,
поскольку единицы коммуникации с трудом поддаются дифференциации. Теорет. подходы и цели
исслед. в этой области во многом зависят от используемых методов: наблюдения, экспериментов, или
полевых исслед.
Исслед. в области массовой коммуникации руководствуются, в основном, интересом к ее
содержанию. СМИ книги, газеты, радио- и телепередачи, театральные постановки, кинофильмы и т.
д. передают сообщение в виде крупных единиц; такого рода продукция слабо поддается эксперим.
контролю или детальному анализу структуры коммуникации. Отсюда условия и последствия такого
рода коммуникации охватывают гл. обр. макросоциальный уровень; естественным предметом изучения
становятся крупные единицы содержания. Осн. методом исслед. коммуникации в СМИ служит контент-
анализ, однако в применении к интерактивному анализу не было разработано столь универсально
эффективных систем.
Хотя нек-рые работы в области контент-анализа и обращались непосредственно к
микроединицам коммуникации, в частности в исслед., применяющих мат. теорию информ. для
измерения стиля, большинство процедур контент-анализа оперирует получаемыми или
непосредственно, или на основе логического вывода крупными единицами анализа, такими как
выражаемые ценности или обнаруживаемые конфликты. При таком анализе могут рассматриваться
демографические черты персонажей, тип сюжета в романе или пьесе, длина колонки или тираж
печатных сообщений, или же тип героев в журнальных биографических публикациях. Анализ массовых
коммуникаций имеет свой главной целью значения, или то, что содержится в самом канале, где
переменной обычно служит запись. Соответственно, в нем уделяется гораздо меньше внимания
условиям, при к-рых происходит П. к. и определить к-рые оказывается знач. сложнее. Это направление
исслед. поэтому противоположно направлению исслед. межличностной коммуникации, в к-рых данные
контент-анализа зачастую привлекаются с целью проверки воздействия на аудиторию.
См. также Экспрессивная мимика, Перцептивный транзакционализм
К. У. Бек
Процессы поиска и извлечения информации из памяти (memory retrieval processes)
Воспроизведение яв-ся повторным восстановлением информ., сохраненной в памяти. Обычно
оно состоит из реконструкции подобной информ. в сознании, хотя нек-рые аспекты хранящегося в
памяти материала могут быть воспроизведены и использованы без осознания, феномен, известный как
скрытая (имплицитная) память. В данной статье обсуждается осознанное воспроизведение информ.
Узнавание и вспоминание
Говоря о поиске и извлечении информ. из памяти, рассмотрим факторы, влияющие на степень
доступности закодированной и сохраненной информ. Одной из перспектив яв-ся способ поиска и
извлечения информ. Напр., когда поиск информ. в памяти происходит в форме узнавания, индивидууму
необходимо всего лишь распознать материал, к-рый до этого был выучен или с к-рым он ранее
|