провел или к-рыми руководил в 1930-х гг., привела его к заключению, что нек-рые люди способны
оказывать слабое, но устойчивое влияние на то, каким образом выпадают игральные кости. Подобное
заключение было сделано и относительно психокинетического эффекта расположения т. е.,
возможности влиять на то, где остановятся кости. В 1960-х и 1970-х гг. большинство экспериментов
касалось возможности влиять на генераторы случайных событий, рандомизация к-рых зависит от
распада радиоактивных веществ. Они тж привели к выводу о наличии у нек-рых людей способности
воздействовать на этот процесс весьма существенным образом, однако это воздействие не поддавалось
повторению. Менее успешными оказались эксперименты, направленные на изучение исключительного
психокинетического воздействия, к-рое якобы могут оказывать незаурядные личности.
См. также Экстрасенсорная перцепция (сверхчувственное восприятие), Колдовство
И. Л. Чайлд
Психолингвистика (psycholinguistics)
П. сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий
владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями
научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева
направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи.
Влияние теории Хомского
Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество
грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное
предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н.
Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически
правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта.
За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из
набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных
предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и
базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об «общей грамматике», тесно
связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому
«природному» качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом
овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно
формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет
собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый
исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии.
Новые тенденции
Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента
произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их
вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до
тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка
традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения
и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре
стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно
отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный
язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации.
Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П.
охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль
языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла.
См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие
М. Сигуан
Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental
health consultants)
Обычно академическая и эксперим. подготовка психологов проходит в контексте психич.
здоровья и/или психол. процессов. Та глубина, с к-рой изучаются специальные дисциплины,
соотносится с выбранной психол. специализацией. В целом, полная психол. подготовка включает в себя
|