знакомство с личностной динамикой, челов. взаимоотношениями, организационными навыками,
навыками реагирования на проблемы др. людей, навыками теорет. работы и оценкой способностей.
От консультантов ожидают, что они поддерживают, выносят решения и предлагают направление
для действий. Попутно от них ожидают представления материала в дидактической манере и обращения
к проблемам, относящимся к групповому процессу.
Главной целью яв-ся достижение высокого уровня доверия. Некоторые центральные темы
включают в себя оценку логичности сообщений о причине (причинах) обращения к консультанту,
рассеивание мифов и фантазий насчет намерений консультанта и проявление интереса к тому, чтобы
получить сведения об этом процессе и сориентироваться в нем. Мерой уровня доверия вполне может
быть чувство доверия, испытываемое в обозначенной ситуации. Полезно также определить, кто станет
тем лицом, с к-рым консультант установит первый контакт.
Консультант по вопросам психич. здоровья несет ответственность за определение как
краткосрочных, так и долгосрочных целей и задач. Это обычно происходит в процессе встреч с
ключевыми фигурами, в ходе к-рых определяется контекст и необходимая информ. Укреплению
доверия к роли консультанта по психич. здоровью способствует план действий для достижения этих
целей и задач. Эти планы стоит разрабатывать достаточно гибко, чтобы быть готовым откликнуться на
те первоочередные потребности орг-ции.
Что касается содержания специальных знаний консультанта по психич. здоровью, они лежат в
его сфере специализации. Не менее важны сензитивность и мастерство консультанта при использовании
и передаче своих знаний.
См. также Лидерство и руководство, Подготовка руководящих кадров
С. Кардан
Психологическая наука (psychological science)
П. н. занимается применением научных методов и принципов для изучения совокупности
вопросов, к-рые традиционно считаются психол. по своей природе. Ее состав образуют тж теории и
факты, относящиеся к вопросам и проблемам, возникающим в ходе этого процесса. П. н. отличается от
простых филос. спекуляций на психол. темы. Она тж отличается и от так называемой «литературы
самопомощи», предлагающей решение житейских проблем на основе интуитивного подхода. П. н.
требует эмпирических наблюдений и экспериментирования для проверки своих умозрительных
построений, к-рые нередко облекаются в форму научных теорий и воспринимаются как таковые.
Определяемая таким образом, П. н. и есть та дисциплина, которая изучается на факультетах психологии
почти во всех университетах.
Психол. вопросы, по крайней мере в ист. перспективе, касаются психич. процессов и
сознательного опыта, т. е. понятий, к-рые тесно связаны с понятием души или разума (mind).
Обратившись к античности, можно сказать, что уже тогда люди размышляли о природе разума, о его
отношении к окружающему их миру и к телу, частью к-рого он яв-ся, о природе знания и о том, как оно
приобретается, и о связи между разумом и действием (поступками) людей. Веками эти и подобные им
филос. вопросы привлекали самое пристальное внимание таких выдающихся мыслителей как Платон и
Аристотель и ряда философов Нового времени, включая Декарта, Гоббса, Локка, Беркли и Канта. Из
них, в этом контексте Кант вспоминается в связи с тем, что он в принципе отрицал возможность
существования психологии как науки,
считая психич. явления не доступными измерению и,
следовательно, не поддающимися мат. анализу или описанию. Далее, согласно Канту, психич. явления
быстротечны и подвержены искажению самим процессом наблюдения, а кроме того их невозможно
вызвать эксперим. средствами, ибо они ведут свое собственное существование и подчиняются
собственным законам и прихотям. Поэтому просто не может быть науки, занимающейся таким
неконтролируемым, да к тому же нефизическим (умозрительным) предметом.
Для создания психол. науки требовалось появление более развитого представления о науке, а
затем и демонстрация способности научного метода быть релевантным психол. проблемам. Судя по
всему, эти требования были удовлетворены где-то к середине XIX в., когда многие возражения Канта
были преодолены методологическими достижениями, приведшими к своевременным открытиям в
физиологии. Если говорить о дате рождения психол. науки, то, быть может, ею следует считать 1874 г.
год выхода в свет книги Вильгельма Вундта «Основы физиологической психологии». Предисловие к
своей книге автор начал такими замечательными словами: «Труд, который я имею честь представить
публике, есть попытка создать новую область науки».
|