Совр. когн. психол. возникла в 1960-е гг. и яв-ся почти синонимичной эксперим. психологии.
Когн. психол. вновь сделала предметом своего исслед. проблему разума (mind), однако не в том виде, к-
рый была характерен для исслед. Вундта. Вместо того чтобы изучать природу сознательного опыта с т.
зр. наблюдателя этого опыта, когн. психол. сосредоточилась на изучении теорет. конструктов
умственных процессов, предположительно проявляющихся в наблюдаемых мерах, таких как точность и
время реакции. В рамках этого подхода формулируются гипотезы о специфических характеристиках
внутренних (умственных) процессов и из этих формулировок выводятся наблюдаемые следствия
допущений о рассматриваемых характеристиках. Затем проводятся эксперименты для определения того,
имеют ли место выведенные из гипотез следствия, причем положительный результат укрепляет
уверенность в мощности теорет. предположений. Эта форма экспериментирования имеет в качестве
своей эмпирической основы наблюдаемые реакции испытуемых в ходе эксперимента реакции,
зависящие от активности изучаемых гипотетических процессов. С этой т. зр. когн. психол. можно
рассматривать как возврат к более раннему представлению о предмете психол. исслед., но на более
высоком уровне, вследствие принятия изощренной и объективной методологии бихевиоризма. Совр.
психологию не столько интересует структура сознательного опыта, сколько идентификация и
объяснение процессов, входящих в состав внимания, памяти, распознавания образов (pattern
recognition), языкового поведении (т. е. говорения, слушания и чтения), мышления, решения задач, а
также изучение сопутствующих вопросов.
История психол. науки от ее зарождения в лаборатории Вундта до наших дней обнаруживает
значительное расширение ее интересов. Эксперим. процедуры Вундта в основном ограничивались
вопросом установления элементов структуры разума, концептуализированного как сознательный опыт.
Бихевиоризм заменил интересовавший Вундта предмет на изучение функционирования людей и
животных, взаимодействующих с окружающей средой. Совр. когн. психол. вернулась к вопросам
психич. активности, но с иной целью, чем та, к-рую ставил перед собой Вундт. Однако за это время
психология значительно обогатила свою методологию и свой эксперим. арсенал, что расширило сферу
ее интересов; она тж вобрала в себя ряд смежных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к
ее главной цели. Психология восприняла аналитическую методологию статистики и доказала свою
способность во многих случаях использовать мат. модели, что значительно расширило ее
методологические возможности. Методы и цели психол. науки нашли свое применение при изучении
различных психол. проблем в различных условиях. Совр. элементарные учебники психологии дают
представление о широком спектре приложений методологии психол. науки, начиная от таких основных
областей, как психология восприятие, научения и познания, соц. психология, психология личности, и
заканчивая такими темами как наркомания, психич. болезни и гендерные различия. Благодаря психол.
науке наши знания обо всех перечисленных выше предметах значительно расширились.
См. также Клинический прогноз в сравнении со статистическим, Решающие эксперименты в
психологии, Исследование методом двойного ослепления, Каноны Милля, Методология (научных)
исследований, Научный метод
А. Боно
Психологическая оценка (psychological assessment)
Цель П. о. оценить индивидуума в отношении специфической проблемы или проблем.
Последние могут включать вопросы психич. здоровья, интеллектуального функционирования,
недостаточной обучаемости и школьных проблем, специальных способностей, функционирования
личности, поведенческой, эмоциональной и соц. сфер. Специалист в области оценки разрабатывает
гипотезы, опираясь на информ. о прошлом, текущем и прогнозируемом будущем поведении в
конкретных ситуациях. Психологи используют документальные материалы, проективные методики,
объективные методы и материалы интервью и структурируют эту информ. в виде отчета.
Роль П. о. возросла в ходе Первой мировой войны. Психологи взяли на себя ответственность
оценить интеллектуальное функционирование огромного количества новобранцев. С этой целью
использовались диагностические процедуры и наиболее передовые на то время статистические методы.
В ходе Второй мировой войны вооруженные силы нуждались в дополнительных методах оценки
применительно к решению практ. задач. Последние включали отбор кандидатов в пилоты и офицеры.
Ряд методов оценки был разработай для Бюро стратегических служб с целью отбора агентов, способных
осуществлять разведывательную деятельность. Психологам было поручено разработать и
усовершенствовать дополнительные методы П. о. в этих и др. областях. Параллельно
|