бессознательными
силами
имся Я.
оно во всем
Цель
психотерапии
Сделать
бессознательное
сознательным,
преодолеть детскую
амнезию, раскрыть
вытесненные
воспоминания
Дать возможность
чел. сознательно и
глубоко
прочувствовать
(experience) такое Я
Намеченное
поведение: при
дефиците сознательным;
обучить, при
эксцессе снизить;
приведение
поведения в
соответствие с
заданными
критериями
Сделать
бессознательное
услышать птицу,
поющую в душе
Этиология
заболевания
Подавление
сексуальных и
враждебных детских
желаний
инстанциями Сверх-
Я и Я
Попытки
соответствовать
внешним
требованиям и
обязательствам;
неспособность
ассимилировать
опыт в Я-концепцию
Средовые факторы;
дефицит научения
Вера в то, что
существует
отдельное Я (self);
жадность;
самомнение;
привязанности
Резюме
Не все из существующих взглядов на П. з. вписались в описанную модель четырех теорий. За ее
пределами остались такие важные теории, как концепция индивидуации Юнга, концепция креативности
Ранка и концепция самоактуализации Маслоу. М. Яхода указывает, что большинство определений
положительного психич. здоровья фокусируется на одном (или нескольких) из следующих б аспектов:
а) демонстрируемое чел. отношение к себе; б) стиль и степень самоактуализации; в) уровень
личностной интеграции, достигнутый индивидуумом; г) степень достигнутой автономии; д)
субъективная концепция окружающей реальности; е) степень овладения средой, достигнутая
индивидуумом. Расширение познаний о положительном здоровье может многое дать клинической
практике и потенциально всему об-ву в целом.
См. также
Поведенческая медицина, Общественная психология, Психология здоровья, Здоровая
личность, Психические болезни: ранняя история, Первичная профилактика психопатологии,
Психоанализ
Д. Шапиро-мл.
Психологическое консультирование (counseling psychology)
П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального
признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию
помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы практ. деятельности,
цель к-рой помогать относительно здоровым людям извлекать из своего потенциала развития
максимальную пользу во всех сферах жизни. В ходе консультирования используется широкое
разнообразие тонких методов психол. вмешательства, предназначенных не только для оказания помощи
людям в приспособлении к своему окружению, но и для видоизменения многих аспектов среды, чтобы
сделать их в большей мере отвечающими человеческим потребностям.
Дефинициональные модели психологического консультирования. В определении П. к.
заключено нескольких существенных признаков, к-рые позволяют отличить эту сферу занятий от
родственных помогающих профессий. Во-первых, П. к. всегда следовало образовательной
(воспитательной), а не клинической, лечебной или медицинской модели. Клиенты (не пациенты)
рассматриваются как нормальные люди, к-рым, по их просьбе, нужно помочь справиться со стрессами и
задачами повседневной жизни. Задача консультирующего психолога заключается в обучении клиентов
стратегиям совладания (coping strategies} и новым моделям поведения, к-рыми клиенты могли бы
|