воспользоваться для извлечения максимальной пользы из уже имеющихся у них возможностей или для
создания более благоприятных возможностей.
Помимо диадического интервью, для переобучения клиентов могут использоваться др. методы.
Так, консультирующие психологи могут вести группы, цель к-рых улучшить жизнь каждого члена
группы, или же они могут разрабатывать и проводить семинары, посвященные разнообразным аспектам
устройства жизни, таким как умение отстаивать свои права и интересы или умение налаживать и
поддерживать отношения с другими. Психолог-консультант может вмешиваться в непосредственное
окружение клиента с тем, чтобы облегчить своему клиенту изменение и рост, и может поддерживать его
в реальных жизненных ситуациях в дополнение к встречам в кабинете.
Образовательная (воспитательная) основа П. к. лучше всего видна на примере работы
консультантов в бесплатных средних школах и в консультационных центрах при колледжах и
университетах. Однако здесь роль консультанта расширяется от почти исключительного занятия
профориентацией и образовательным консультированием уч-ся до все более усиливающегося
сосредоточения на создании целостной образовательной среды, облегчающей учение. В этом процессе
консультанты реализуют свое призвание, занимаясь не только профконсультированием, но и
консультированием по личностным и эмоциональным проблемам, пытаясь максимизировать
восприимчивость уч-ся к обучению. Кроме того, консультанты могут выполнять роль советников
профессорско-преподавательского состава и администрации, помогая создавать целостную
образовательную среду, к-рая облегчала бы процесс учения. Подготовка консультантов, работающих в
школе, обычно соответствует степени магистра, тогда как психологи, консультирующие в колледжах и
университетах, как правило, имеют докторскую степень.
Особое значение в П. к. придается развивающей модели. Психологи-консультанты пытаются
помочь своим клиентам в достижении оптимального уровня развития и в преодолении препятствий на
пути нормального роста.
В П. к. взяты на вооружение и пропагандируются предупредительные (превентивные) подходы к
проблемам развития, но не вместо, а в дополнение к исправительным (коррективным) подходам.
Стратегия предупреждения состоит в том, чтобы идентифицировать конкретных лиц, группы или
условия, к-рые, согласно теории и исслед., связаны с повышенным «риском», и осуществить
соответствующее вмешательство до того, как наступит кризис. Такой подход аналогичен мерам в
области общественного здравоохранения, назначение к-рых предотвратить появление болезни
вместо того, чтобы лечить развившуюся болезнь.
Среди помогающих профессий одно только П. к. обращает особое внимание на ту роль, какую
работа играет в жизни чел. Это и понятно, поскольку П. к. как профессия получает значительную часть
своих отличительных признаков от профориентационного движения. После Второй мировой войны
вместе с подъемом благосостояния населения и упадком этики труда как источника личных и
общественных ценностей П. к. расширило спектр своих целей, чтобы включить в их число личностное
развитие в др. сферах, помимо трудовой. Методология П. к. также стала более разнообразной:
относительно простой, проводившийся один раз в жизни подбор профессии для конкретного чел.
сменяется анализом психол. потребностей, удовлетворяемых работой, подбором различных
профессиональных занятий на протяжении всей жизни чел. в зависимости от стадии его возрастного
развития, разграничением моделей карьеры для мужчин и женщин и исслед. значения и ценности
работы в сравнении с др. занятиями, такими как досуг.
Отличительные особенности психологического консультирования как профессии. Когда П.
к. переросло свою первичную форму профессиональной ориентации, из к-рой оно развивалось, функции
консультирующих психологов стали все больше пересекаться с функциями представителей др.
помогающих профессий. Так, по мере того как психотер. все активнее применялась психологами-
консультантами безотносительно к профессиональному отбору, росла и область пересечения П. к. с
клинической психологией. В той степени, в какой консультирующие психологи вмешивались в сеть
соц. отношений клиента, их функции пересекались с функциями соц. работников. Тем временем
клинические психологи все чаще находили работу за стенами психиатрических больниц, занимаясь
решением проблем относительно здоровых людей наряду с выполнением своих прямых обязанностей
по оценке психич. статуса больных. Аналогичным образом, соц. работники постепенно отходили от
формального ведения дел своих подопечных и переориентировались на терапевтическое
консультирование. Т. о., имело место одновременное встречное движение трех самых широких
помогающих профессий, в результате к-рого произошло размывание прежде четко очерченных
профессиональных ролей и функций.
|