При консультировании в области психич. здоровья использовались различные теорет. модели. В
целом, доминирует индивидуально-клиническая психодинамическая ориентация, использовавшаяся
Капланом. Однако предлагались и подходы, учитывавшие взаимодействие индивидуума с соц.
окружением. Среди этих теорет. моделей принципы теории орг-ции, приложения экологического
подхода, элементы теории открытых систем и принципы модификации поведения.
Многое написано и о трудностях, с к-рыми сталкиваются консультанты. Каплан и Роман описали
ряд таких стрессоров. Они обратили внимание на то, что вопросы профессиональной идентичности
возникают, когда службы здравоохранения и соц. обеспечения взаимодействуют в рамках бригадного
подхода. Профессиональная идентичность важный элемент самоуважения, и потому ролевые
имиджи и содержание ролей членов бригады должны быть точно определены и скоординированы.
Каплан и Роман обнаружили тж тенденцию к «гиперпрофессионализации» «непрофессиональных»
членов бригады. Это, как они утверждают, порождает стресс и ощущение неуверенности как у
работника, так и у бригады в целом. Генри Грюнбаум рекомендовал в таких случаях
междисциплинарное сотрудничество и дифференцированное распределение ролей.
Будучи озабоченными вопросом, окажутся ли они приемлемыми для консультируемых,
консультанты борются тж с проблемой, смогут ли они принять ограничения своих возможностей.
Большую трудность вызывает вопрос конечной ответственности за принимаемые решения и
ответственности консультирующего перед обслуживаемым им клиентом. Консультанты сталкиваются
тж с проблемой выхода за пределы заботы исключительно о консультируемом и необходимости учета
того, как его поведение отразится на его коллегах. Наконец, консультанты должны быть готовы заново
сформулировать свою роль в связи с тем, что член бригады должен иметь многогранное видение
клиента.
Джон Альтроччи и Берис Макленнан подчеркивали наличие большого количества трудностей
при консультировании. Альтроччи указывал на такие интрапсихические проблемы, как недостаточную
чуткость и дипломатичность консультанта, иллюзию своего всемогущества и игнорирование
отрицательной обратной связи с клиентом. Макленнан указывала на такие ситуативные проблемы, как
неадекватно сформулированный контракт консультирования, обеспечение доступности
консультирования и трудности, возникающие при переадресовании консультируемого.
В академических учреждениях проводятся официально утвержденные программы тренинга
консультантов с определенным курсом теорет. подготовки. На обучение принимаются как студенты, так
и дипломированные специалисты. Программы подготовки включают курсы, семинары, практические
занятия и супервизию. Неформальный тренинг проводится в добровольно создаваемых
профессионалами группах самоподготовки. Эта модель включает аналогичные компоненты официально
утвержденных программ обучения.
См. также Профессиональные консультации
Дж. Биндер, В. Карл
_В_
Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
В. ш. с. з., разраб. Эдгаром Доллом, представляла собой одну из первых попыток измерить соц.
компетентность. Долл определял соц. компетентность как «функциональную композицию челов. черт,
содействующую соц. полезности в том виде, как она отражается в самостоятельности и в служении др.».
Этот аспект челов. поведения тж наз. адаптивным поведением и включают как важный компонент в
определение задержки психич. развития.
В. ш. с. з., к-рая оценивает соц. компетентность в перспективе возрастного развития,
нормировалась на лицах мужского и женского пола в возрасте от новорожденности до 30 лет. Оценке
подлежат 8 осн. категорий поведения: а) общее самообслуживание; б) самостоятельность во время еды;
в) самостоятельное одевание; г) передвижения; д) занятия; е) коммуникации (уровень общения); ж)
способность к саморегуляции поведения; з) степень социализации. Для интервью выбирается третье
лицо, хорошо знающее оцениваемого индивидуума (напр., один из родителей, брат или сестра). Цель
этого интервью заключается в определении наиболее характерных для оцениваемого индивидуума
форм поведения. Специальные процедуры тж позволяют интервьюировать или наблюдать самого
обследуемого. Обработка рез-тов состоит в регистрации количества наиболее типичных для
|