расстройства. Помимо этого, чувствительность к побочным эффектам может повлиять на их отказ от
лечения. Побочные эффекты лекарств следует разъяснять больным, чтобы по возможности устранять
эти затруднения. Б. р. поддаются действию антипсихотических лекарственных средств. Часто
эффективное лечение пациентов с Б. р. оказывается возможным в амбулаторных условиях. Тем не менее
госпитализация, иногда даже принудительная, может потребоваться в случае наличия суицидального
или социально опасного поведения.
См. также Анксиолитики, Повреждения головного мозга, Когнитивная сложность, Белая
горячка, Фундаментальная ошибка атрибуции, Галлюцинации, Гипотетико-дедуктивное мышление,
Расстройства памяти, Психические болезни: ранняя история, Псевдодеменция, Бессознательная
мотивация
Дж. Кофф
Бригады психического здоровья (mental health teams)
Работа Джералда Каплана оказала большое влияние на определение консультирования в области
психич. здоровья. Джон Альтроччи обобщил осн. тезис Каплана и последующие уточнения в
следующей формулировке: консультирование в области психич. здоровья представляет собой
«взаимодействие между двумя и более людьми консультантом или консультантами, являющимися
специалистами в области психич. здоровья, и консультируемыми лицами, обращающимися за помощью
к консультантам по вызывающим у них нек-рые затруднения вопросам своего повседневного или
профессионального функционирования, значимым для психич. здоровья».
Бригады обычно междисциплинарны по составу и включают как дипломированных
специалистов, так и парамедицинских работников, технический персонал и группы поддержки. Члены
бригады обычно психиатры, психологи, психиатрические соц. работники, медсестры, учителя,
священнослужители, консультанты по вопросам занятости и реабилитации, арт-терапевты и др.
Консультирование постепенно отделилось от др. видов профессиональной деятельности
психотерапии, супервизии, просвещения и совместной работы.
Каплан предложил классиф. из 4 категорий консультирования по вопросам психич. здоровья на
основе типа проблем и ориентации. При клиентоцентрированном консультировании специалист
предоставляет услуги непосредственно клиенту, направленному клиницистом, с к-рым существуют
косвенные отношения. При центрировании на консультируемом лице внимание сосредоточивается на
его работе, консультант не входит с ним в терапевтические отношения. При программно-
центрированном административном консультировании внимание уделяется каким-то элементам орг-
ции или программы консультируемого. При административном консультировании, центрированном на
консультируемом, внимание сосредоточено на работе консультируемого лица в рамках определенной
орг-ции или программы.
Попытки упорядочивающей категоризации представляются важными. Как только установлены
границы, м. б. точнее определены различные ожидания, сроки консультативных контрактов и цели
консультирования. Разграничение поддерживает тж ясность процедуры консультирования, имеющей
много характеристик. Шелдон Корчин лаконично описал эти характеристики: консультирование
осуществляется на добровольной основе, консультант должен сохранять независимое положение,
отношения ограничены по времени и подход ориентирован на проблему. Экономическое обоснование
целей консультирования сделано Макленнан, Куинн и Шредером. Цели консультирования связаны с
оказанием помощи консультируемым в понимании имеющих отношение к психич. здоровью
измерений, их программ и проблем, разрешении межличностных конфликтов и связанных с
программой кризисов, приобретении или улучшении необходимых производственных навыков и
умений исследовать, планировать, развивать свою работу и оценивать ее эффективность. Цель
консультации сделать консультируемых способными к более эффективному независимому
функционированию, исключающему долговременную зависимость от консультанта.
Консультируемые представляют собой разнородный контингент лиц, занятых в сфере
предоставления разнообразных услуг. Исходя из многогранности консультируемой группы, всегда
признавалось целесообразным проводить консультирование в самых разных местах.
Каплан описал ряд факторов, решающих для установления контакта при консультировании. Он
считает, что взаимодействие должно быть совместным устремлением к какой-то большой цели
решению сложной проблемы. Он акцентировал важность поддержки чувства собственного достоинства
клиента в ходе совместного решения проблемы.
|