потребность в развитии способности иммунной системы противостоять стрессу на ранних этапах
жизни. Др. жизненно важные органы начинают стареть примерно в 40 лет. Образование клеток
головного мозга завершается на 9095% к концу первого года жизни и практически полностью к 3
годам, вместе с миелинезацией, к-рая влияет на скорость проведения нервных импульсов. Непрерывное
развитие мозга в течение еще 1015 лет состоит в увеличении взаимосвязей между нейронами, росте
дендритов и поддерживающих глиальных клеток.
Начиная с ранней взрослости, происходят медленные, почти незаметные возрастные изменения.
Эти постепенные ухудшения становятся более заметными после 30 лет в таких функциях, как время
реакции, физ. сила и работа сердечно-сосудистой системы, тогда как ослабление др. физиолог.
функций, таких как зрение и слух, не дает о себе знать практически до 50-летнего возраста. В течение
взрослости и старости происходит почти линейное снижение большинства физиолог. функций со
скоростью около 1% в год. Однако, регулярные физ. упражнения и правильное питание, по-видимому,
все же способствуют долголетию, благополучию (happiness)
и сексуальной активности, о чем
свидетельствует жизнь народности вилкабамба (Vilcabamba) в Эквадоре и кавказских абхазов.
Социальное развитие. Понятие социализации взрослых постепенно складывалось в течение 50-
х гг., по мере того как исслед. предоставляли все больше доказательств, что процесс социализации
продолжается за пределами юности. Социализацию взрослых можно рассматривать как
последовательность соц. ролей, усваиваемых на основе важных событий жизни.
На данный момент, в перспективе времени жизни выявлены две главные характеристики
социализации взрослых. Б. Л. Ньюгартен высказывает предположение, что имеет место предсказуемое
продвижение от жизненной ориентации на внешний мир, в значительной степени определяемой извне, к
внутренней жизни (interiority)
более пассивному, интровертированному, самостоятельно
определяемому существованию, при к-ром стареющий человек все больше и больше полагается на
формирующуюся внутреннюю систему убеждений. Т. о., со временем люди склонны становиться более
своеобразными и самоактуализирующимися. Вторая тенденция, на к-рую указывают и Ньюгартен, и
Юнг в своей работе «Стадии жизни» (Stages of life), заключается в постепенной инверсии половых
ролей после достижения середины жизни. Мужчины склонны становиться более пассивными и
заботливыми, а женщины более властными и деятельными.
Психологическое развитие. Исслед. обнаруживают существенные позитивные изменения
личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие к-
рых доказали Инельдер и Пиаже в «Развитии логического мышления» (The growth of logical thinking),
более высоким стадиям морального развития по Колбергу, мотивационным побуждениям высшего
порядка в том виде, как их описал Кулен, и, как предполагает Вейлант, даже к иным видам защитных
механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют
бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на
текущие неизбежные конфликты.
См. также Развитие на протяжении жизни, Средний возраст
Дж. О. Лаго
Развитие игры (play development)
Игра это деятельность, совершаемая ради нее самой; применительно к детям ее можно
рассматривать как то, что они делают, когда им разрешено свободно выбирать занятия.
Игра яв-ся средством научения, позволяющим ребенку расти когнитивно, социально, физически
и эмоционально. Игра это больше, чем просто «занятие ребенка», так как в контексте игры ребенок
познает взаимоотношения и ему предоставляются возможности стать их эффективным участником.
Р. и. проходит через несколько стадий, совпадающих с ходом когнитивного и соц. развития
ребенка. Сначала дети проходят период игры в одиночку, в к-ром игра не зависит от действий других и
предполагает минимум коммуникации. Параллельная игра характеризуется тем, что дети играют рядом
друг с другом, но, фактически, порознь. Кооперативная игра наиболее сложная форма игры имеет
место тогда, когда дети занимаются организованной деятельностью, предполагающей лидерство и
конкретизированные соц. роли.
Независимо от возраста, мальчики склонны открыто вести себя более агрессивно, чем девочки. В
игровые группы мальчиков легче войти, но труднее сохранить свое членство; в группы девочек войти
труднее, но зато участие в них сохраняется значительно дольше.
Одна распространенная теория рассматривает игру как предоставляемую эволюцией
|