Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1133 of 1766 
Next page End  

возможность упражнять когнитивные и соц. навыки, репрезентативные более строгим требованиям,
предъявляемым к индивиду в последующей жизни. Эта эволюционная теория игры поощряет получение
детьми раннего, разнообразного и контролируемого опыта как предварительного условия оптимального
развития.
Теория рекапитуляции концептуализирует игру как эволюционное звено между ребенком и
всеми биолог. и культурными ступенями эволюционной лестницы, предшествующими появлению
современного чел. Людям — как самым сложным в биолог. и соц. отношении животным — требуется
больше времени для того, чтобы их дети опытным путем научились справляться с разнообразными
требованиями окружающей среды.
Наблюдение, интерпретация и структурирование игры ребенка считаются методами понимания
неповторимой манеры восприятия мира ребенком и его общения с ним. Такие подходы используют
игру в качестве терапевтического метода для лечения поведенческих и эмоциональных расстройств у
детей.
См. также Стадии развития поведения ребенка, Игровое поведение младенцев
А. Томас
Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
Почему одни люди сохраняют свою поведенческую компетентность до глубокой старости, тогда
как другим свойственно раннее угасание? Этот вопрос долгое время был главным предметом исслед. в
психологии развития взрослых и в психологии старения. К др. изучаемым вопросам относятся:
1. Действительно ли имеет место единообразное изменение интеллекта на протяжении
взрослости или существуют различные паттерны возрастного развития познавательной способности?
2. В каком возрасте происходит надежно обнаружимое снижение познавательной способности и
какова величина этого снижения?
3. Каков характер поколенных различий и какой величины они достигают?
4. Чем можно объяснить индивидуальные различия возрастных изменений в период взрослости?
5. Можно ли придать обратное направление изменениям познавательной способности в
старости?
Измерение интеллекта взрослых. В большинстве крупномасштабных исслед. интеллекта
взрослых, проводившихся в течение последних десятилетий, использовались либо векслеровская шкала
интеллекта взрослых (WAIS)
или ее модификации, либо модификация теста первичных умственных
способностей, осн. на работах Т¸рстоуна. Однако, результаты возрастных сравнений в исслед. заметно
различаются в зависимости от того, были ли эти исслед. срезовыми или лонгитюдным.
Различные паттерны изменения. По-видимому, все же не существует единообразного для всех
интеллектуальных способностей паттерна возрастных изменений. Именно поэтому исслед. общей
интеллектуальной способности (IQ)
оказались недостаточными для контролирования возрастных
изменений и возрастных различий в интеллектуальной деятельности отдельных лиц или групп.
Изучение возрастных различий с помощью WAIS свидетельствует о том, что вербальные способности
хорошо сохраняются с возрастом, тогда как тесты действия рано обнаруживают возрастные различия в
пользу более молодых взрослых. Лонгитюдные данные по WAIS тж показывают высокий уровень
стабильности вербальных интеллектуальных функций даже у престарелых, однако показатели
невербальных шкал начинают снижаться в середине жизни, и это снижение продолжается в более
позднем возрасте. Данные исслед. первичных умственных способностей в какой-то степени
поддерживают мнение о том, что активные или подвижные способности раньше обнаруживают
тенденцию к снижению, чем пассивные или кристаллизованные способности. Однако, наличие
значительных взаимодействий «способность возраст» и «способность когорта» сильно усложняют дело.
Напр., женщины раньше обнаруживают тенденцию к снижению активных, а мужчины — пассивных
способностей. Кроме того, хотя подвижные способности начинают угасать раньше, кристаллизованные
способности, по-видимому, обнаруживают более резкое снижение при приближении к 80-летию. Более
тонкий анализ показывает существенные половые различия и различные изменения у тех, кто
демонстрирует спад, и у тех, чьи способности остаются относительно неизменными, когда возрастные
изменения дифференцируют на потерю в точности и потерю в скорости.
Возрастной уровень и величина возрастного интеллектуального снижения. Исслед. методом
поперечных срезов с применением WAIS свидетельствуют о том, что значимые возрастные различия в
пользу молодых взрослых можно обнаружить после 30 лет по тестам действия и после 60 — по
Hosted by uCoz