вербальным тестам. Однако, эти различия смешиваются с эффектами когорт по аспектам образования и
состояния здоровья. В противоположность этому, в лонгитюдных исслед. надежно воспроизводимые
средние возрастного снижения интеллектуальных способностей редко обнаруживаются раньше 60 лет,
но такое снижение наблюдается для всех интеллектуальных функций, по крайней мере, к 74 годам.
Впрочем, анализ индивидуальных различий в изменении интеллекта показывает, что даже в возрасте 81
года менее половины всех наблюдаемых лиц показали достоверное декрементное изменение за
предшествующие 7 лет.
Что касается величины снижения, средний декремент до 60 лет составляет менее 0,2
стандартного отклонения (SD), но к 81 году его величина достигает, по меньшей мере, 1 SD для
большинства интеллектуальных способностей.
Поколенные различия. Были получены убедительные доказательства существования различий
в интеллектуальных способностях между поколениями. Отмечены почти линейные положительные
когортные сдвиги в индуктивном мышлении, наряду с более неровными, скачкообразными
положительными сдвигами в вербальных способностях и пространственной ориентации.
Криволинейный паттерн поколенных сдвигов обнаружен для арифметических навыков, к-рые
достигают пика развития в когорте лиц, родившихся в 1920-х гг., а затем демонстрируют устойчивую
тенденцию к снижению. Аналогичный криволинейный паттерн получен для фактора «беглость речи».
Как следствие этого, использование метода поперечных срезов в исслед. изменений интеллекта в
процессе старения ведет к недооценке возрастных изменений в период до 60 лет для способностей с
отрицательными когортными градиентами и к переоценке возрастных изменений для способностей с
положительными когортными градиентами.
Индивидуальные различия возрастных изменений во взрослости. Индивидуальные различия
значительны в любом возрасте, поэтому существенное перекрытие результатов выборок взрослых
можно обнаружить начиная с ранней взрослости и до середины восьмого десятилетия жизни. Крайне
мало людей демонстрируют снижение по всем или сразу по мн. способностям. Более того, сохранение
функционирования какой-то одной или неск. способностей характерно для большинства людей даже в
весьма преклонном возрасте. Лонгитюдные данные позволяют анализировать индивидуальные различия
в переменных, на основе к-рых можно спрогнозировать дифференциацию людей на тех, кто испытывает
раннее снижение интеллектуальных функций, и тех, кто сохраняет высокий уровень интеллектуальной
деятельности в преклонном возрасте. Было выявлено неск. факторов, стоящих за такими
индивидуальными различиями, причем нек-рые из этих факторов оказались поддающимися коррекции
в ходе эксперим. вмешательства. К переменным, предсказывающим благоприятный когнитивный статус
в старости, относятся: а) отсутствие сердечно-сосудистых и др. хронических заболеваний; б)
благоприятная среда, характеризуемая высоким социоэкономическим статусом; в) вовлеченность в
сложную среду, стимулирующую интеллектуальную активность; г) гибкий стиль личности в середине
жизни; д) высокий когнитивный статус супруга (супруги) и е) сохранение скорости обработки
воспринимаемой информации.
Обратимость когнитивного снижения. Эффективность когнитивного вмешательства была
продемонстрирована во мн. лабораторных исслед. Ухудшение когнитивного функционирования у мн.
пожилых людей на самом деле может быть вызвано прекращением использования конкретных навыков,
к-рые поддаются восстановлению в процессе правильно организованной тренировки. В двух исслед.
примерно 66% участников эксперим. группы показали существенное улучшение когнитивных навыков,
а ок. 40% обнаруживших значительное когнитивное снижение за предыдущие 14 лет возвратились к
уровню, бывшему у них до начала снижения. Кроме того, были получены доказательства того, что
тренировка происходила на уровне способности (латентного конструкта) и что она не нарушала
факторную структуру интеллектуальной способности.
См. также Развитие взрослых, Возрастные различия, Словарные тесты
К. У. Шайи
Развитие младенца (infant development)
Р. м. это область изучения младенчества в структуре жизненного пути чел. Такой широкий
подход предполагает выявление и исслед. а) пренатальных факторов, б) природы младенческого
развития как такового, в) влияний младенчества на последующую жизнь и г) способов оптимизации
развития в младенчестве и в остальные периоды жизни чел. Помещение младенчества в перспективу
жизненного пути превращает традиционный раздел детской психологии в междисциплинарную
|