не удовлетворяют подходы к развитию взрослых как последовательности стадий-кризисов. Мн.
специалисты считают, что изучение жизненных событий дает ценную дополнительную информ.,
существенно уточняющую картину развития взрослых. Халч и Дойч обращают внимание на то, что
наша жизнь перемежается переходами, определяемыми разнообразными событиями. Особо
подчеркивается стрессовый характер этих событий. Причем, потенциально стрессогенными являются не
только события, воспринимаемые обычно негативно (смерть супруга, увольнение с работы), но и
события, расцениваемые большинством как позитивные (вступление в брак, продвижение по службе).
Факторы, к-рые могут смягчать вызываемый такими событиями стресс, включают внутренние ресурсы
(физ. здоровье, интеллектуальные способности) и внешние ресурсы (доход, соц. поддержка). Адаптация
связана с использованием стратегий совладания (coping strategies), приводящих к изменению
поведения.
Вообще говоря, существует два теоретических подхода к изучению развития личности: один
сосредоточен на выявлении сходств, а другой на выявлении различий. Все теории стадий нацелены
на описание универсалий в развитии и не касаются индивидуальной вариации. Фаррелл и Розенберг
предлагают более сложную модель, в основу к-рой положена идея о том, что каждый чел. играет
активную роль в интерпретации, формировании и изменении окружающей его действительности.
В недавней дискуссии о стрессе жизни (life stress)
Сарасон привлек внимание к широкому
множеству индивидуальных различий в частоте и направленности связанных со стрессом когниций.
Хотя наилучшей адаптивной реакцией на стресс яв-ся ориентация на задачу, направляющая внимание
конкретного чел. на неотложные дела, а не на эмоциональные реакции, одни люди обнаруживают такую
ориентацию, а другие нет.
Сарасон подчеркивает, что способность отбрасывать непродуктивные тревоги и занятия яв-ся
решающей для функционирования в условиях стресса. Согласно Сарасону, особенности реакции
конкретного чел. на стресс жизни определяются действием, по меньшей мере, пяти факторов. Это:
1) характер задачи или стресса;
2) навыки, позволяющие выполнить задачу или справиться со стрессом;
3) особенности личности;
4) системы соц. поддержки, доступные для чел., испытывающего стресс;
5) история стрессогенных событий и переживаний в жизни конкретного чел.
Однако несмотря на то, что взрослые, вероятно, переживают на протяжении своей жизни хотя бы
одно, а то и несколько чрезвычайно стрессовых событий, в настоящее время все большее число людей
достигает поздней взрослости с лучшим состоянием здоровья, чем в прошлом.
См. также Развитие взрослых, Изменение поведения в процессе взросления и старения, Развитие
человека
Дж. Сэнтрок
Развитие навыков межличностных отношений (interpersonal skills development)
Н. м. о. это совокупность видов и форм поведения, к-рые определяют и, возможно,
ограничивают качество личных отношений между людьми. Понимание необходимости тщательной
качественной оценки того, как люди ведут себя друг с другом, представляет собой относительно новое
измерение в психологии. Н. м. о. чаще всего определяются как навыки общения (communication skills), и
наиболее систематическому изучению были подвергнуты как раз вербальные и невербальные
транзакции в процессе общения.
Концепция развития Н.м.о. и их последующего тренинга предполагает, что эти навыки
приобретаются, а не выявляются из латентного состояния. Благодаря этому фокусу на научении,
интерес психотерапевтов и специалистом по теории коммуникации привлекают такие факторы, как
влияние культурной среды, окружения, соц. ожиданий, общественных и личных ценностей.
Альфред Адлер социал-демократ был первым, кто стал рассматривать людей как в высшей
степени соц. существ, чье поведение яв-ся преднамеренным и целенаправленным. Более поздняя работа
Карен Хорни, в к-рой подчеркивалось влияние культурной среды на формирование невротических
представлений о себе, и, в особенности, интерперсональная теория Гарри Стэка Салливана проложили
для будущих теоретиков дорогу к изучению более субъективного мира пациентов.
Помимо тезиса о необходимости рассматривать клиента как «целостного чел.», Роджерс дал
толчок к формулированию концепции существования центрального ядра «облегчающих» (fasilitative)
условий, являющихся решающими в развитии конструктивных отношений между терапевтом и
|