клиентом. Он определил эти условия как эмпатию, душевную теплоту и искренность (genuineness)
психотерапевта в отношениях с клиентом.
Чарльз Б. Труа и Роберт Т. Каркуфф в своих глубоких исслед. получили новую информ. об
ингредиентах консультирования и психотерапии, обеспечивающих терапевтическую эффективность.
Впечатляющие своим объемом данные, опубликованные этими исследователями, способствовали
дальнейшему прогрессу исслед., проявившемуся прежде всего в создании нескольких комплектов
надежных шкал для измерения точности взаимопонимания, эмпатии, альтруистической теплоты и
конгруэнтности (self-congruency) психотерапевта.
Сэмовэр и Ринтай придают особое значение тому, что в челов. речи выражаются общие
элементы, а челов. внимание отличается высокой избирательностью. Они постулируют, что люди
активно стремятся к согласованности между их Я-образами, поведением и воспринимаемой информ. и
что они поддерживают эту субъективную (perceptual)
согласованность посредством искажения
воспринимаемой информ. или уклонения от сведений, к-рые не в силах изменить.
Эти авторы утверждают, что активное слушание получателя информ. способствует ее лучшему
сохранению в памяти. Социальные роли и соц. статус оказывают влияние на коммуникацию в
организациях и ни один символ или слово не имеют какого-то абсолютного значения (иными словами,
«значение» слова определяется не столько самим по себе словом, сколько говорящим или слушающим
участником коммуникации. Они также занимались изучением вклада невербального языка в челов.
коммуникацию.
Каркуфф и его сотрудники разработали модель содействия межличностным отношениям,
ориентированную в первую очередь на использование в терапевтической ситуации. Их модель,
ориентированная по существу на тренировку и обучение, предполагает первоначально выработку
навыка различения, т. е. способности конкретного лица достаточно полно понимать обращенную к нему
информацию как по содержанию, так и в отношении той функции, к-рую она выполняет в процессе
коммуникации. Способность получать информ. полностью зависит от уровня внимания
воспринимающего.
Модус реагирования чел. на сообщение имеет решающее значение для непрерывности
конструктивной коммуникации и составляет основу инициативы к действию. На эффективность
коммуникации влияют шесть условий межличностного взаимодействия; три из них играют
облегчающую роль и три содействуют активности.
Облегчающие условия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно
высоком уровне, они делают более успешными усилия индивидуума узнать и понять себя.
1. Эмпатия это способность временно слиться с другим человеком и увидеть мир его глазами.
Это способность понимать опыт (experiences) и чувства другого человека.
2. Уважение это способность сообщить другому человеку свою симпатию к нему и веру в его
потенциальные возможности.
3. Конкретность это способность помочь другому человеку точно сформулировать
высказывания о своих чувствах и опыте.
Условия действия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно
высоком уровне, они способствуют претворению идей в действия.
1. Искренность это способность оставаться самим собой в отношениях с другим человеком.
2. Конфронтация это способность говорить другому то, что есть на самом деле и указывать на
расхождения между словами, действиями и воспринимаемой реальностью.
3. Открытость это способность понимать как собственные чувства и опыт, так и чувства и
опыт другого, возникающие в процессе взаимодействия.
См. также Групповая психотерапия., Тренинг социальных умений
Р. Берг
Развитие программ обучения (curriculum development)
Признание того, что структурирование занятий и достижение целей обучения являются
важнейшими компонентами программы обучения, способствовало широкому принятию определения ее
Джонсоном как «структурированной последовательности предполагаемых результатов обучения».
Впоследствии стало проводиться различие между программой обучения (curriculum), обычно
приравниваемой к содержанию обучения и учебным материалам, и обучением (instruction), обычно
приравниваемым к включению учащихся в программу обучения или к процессу взаимодействия между
|