Маслоу играют не менее важную роль и в гораздо большей степени модифицируют эффекты раннего
детства, нежели это допускалось теорией Роу.
Ситуационные теории. То, что социоэкономический статус родителей служит важной
детерминантой будущего взрослого профессионального статуса ребенка, яв-ся документально
подтвержденным трюизмом. Исслед. У. Сьюэлла и др. подтверждают, что хотя статус родителей и яв-ся
важной детерминантой объема получаемого молодым чел. образования, а следовательно, и той «двери»,
через к-рую он получит пропуск в мир труда, своей учебой в школе и колледже молодые люди во
многом закладывают фундамент для обретения собственного независимого социоэкономического
статуса и самостоятельного продвижения вверх по карьерной лестнице.
Структурные подходы делают акцент на тех возможностях, к-рые оказываются доступными
вследствие принадлежности к тому или иному соц. уровню.
Контекстуальные подходы отражают попытку нек-рых теоретиков прийти к более
сбалансированному представлению о влиянии ситуационных факторов путем введения
индивидуальных качеств в соц. контекст.
Подходы с позиций социализации в определенной степени преодолели этот разрыв после того,
как в 1966 г. О. Брим определил, что социализация рассматривается как процесс, посредством к-рого
индивидуум а) приспосабливается к об-ву, даже если для этого требуется нек-рая модификация соц.
структуры, и б) согласует свое поведение с соц. ролевыми ожиданиями. Теория социализации преим.
интересуется тем, как формируется работник, необходимый для реализации существующих в об-ве
трудовых функций, и потому должна рассматриваться как относящаяся скорее к формированию
работника, нежели к Р. п. к.
Феноменологические подходы
Супер и целый ряд др. исследователей применили к Р. п. к. теорию Я-концепции. Она
концентрируется на индивидууме как субъекте принятия решения, признавая, что представления о себе
это не концепции себя в вакууме, но себя в ситуации. Люди действуют, исходя из их представлений
не только о самих себе, но и о ситуации. Этот подход отвечал духу времени 1950 60-х гг. и породил
большое количество соотв. исслед. старшеклассников и студентов колледжей.
Теория Я-концепции тж не избежала критики за то, что она в основном применима к мобильной
и сравнительно автономной молодежи среднего класса, но не к тем ее представителям, к-рые менее
свободны в своем выборе и особенности положения к-рых в лучшей степени учитываются структурной
теорией.
Теория конгруэнтности постулирует динамический, в определенной степени связанный с
развитием, процесс выбора профессии, в ходе к-рого индивидуум осуществляет ряд последовательных
приближений в приспособлении себя к предпрофессоиальной или профессиональной ситуации,
подходящей чертам его личности, к-рые Холланд рассматривал в качестве устойчивых оснований
выбора. Следовательно, выбор рассматривается как процесс согласования личностных черт чел. с теми,
к-рые требуются для конкретной профессии. Если у чел., оказавшегося в неподходящей ему ситуации,
появляется возможность выбора, он будет склонен перейти из нее в более подходящую ситуацию.
Поэтому этот подход и наз. теорией конгруэнтности; она представляет собой частный случай
согласовывающего подхода, теоретически более полного и, возможно, более мощного по сравнению с
теорией Я-концепции.
Подходы с позиций развития
Все без исключения согласовывающие теории концентрировались на профессиональном выборе
или, самое большее, на серии профессиональных выборов, в к-рой главный интерес представляет
текущий выбор. Это означает, что они, в целом, пренебрегали характером самой серии выборов,
молчаливо подразумевая, что последние явления одного порядка, не учитывая тем самым личных и
ситуационных событий или процессов, к-рые связывают эти выборы в серию определенным
осмысленным и значимым образом. Неудовлетворенность таким пренебрежением к психологии
развития, особенно к ее теорет. перспективам и методам, послужила причиной к возникновению в 1950-
х гг. иных теорет. концепций и связанных с ними эмпирических исслед.
Первые работы в области профессиональной карьеры носили исключительно эмпирический
характер. П. Лазарсфельд и Шарлотта Бюлер собрали и проанализировали данные в отношении
жизненной карьеры австрийцев, сфокусировавшись поначалу на юношеском возрасте, но впоследствии
охватив в своем исслед. весь жизненный путь и включив в число рассматриваемых ими разнообразных
жизненных ролей тж профессиональные роли. Д. Супер попытался объединить рез-ты этого исслед. и
ряда др., менее обширных исслед., а тж своих собственных наблюдений в систематическую концепцию
|