Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1140 of 1766 
Next page End  

объяснить повышенное внимание к орг-ции последовательности учебных курсов (instructional units)
и
их частей. Теория обучения Брунера, с ее акцентом на способы обучения, обеспечила объяснение и
послужила стимулом интеграции электронных средств информации (media) и активных форм обучения
с лекциями и рекомендованным чтением. Теория когнитивного развития Жана Пиаже используется (в т.
ч. и неправильно) для объяснения и обоснования большей части программ обучения, реализуемых в
учреждениях дошкольного воспитания и начальных школах.
Федеральные органы управления и органы управления штатов совместно с законодателями
стремятся играть более важную и непосредственную роль в определении программ обучения. Новые
научные дисциплины, новые методы преподавания математики в начальной школе и движение «назад к
основам» (back-to-basics movement)
яв-ся лишь некоторыми из недавних связанных с программами
обучения направлений, прослеживаемых в работе федеральных и местных орг-ций. Орг-ция и
финансирование научно-исследовательских центров, к-рые разрабатывают программы обучения и
изучают связанные с ними проблемы, яв-ся дополнительным свидетельством признания
правительством зависимости Р. п. о. от психол. исслед.
М. Фуллан и Порнфрет утверждают, что оценка программ обучения складывается не только из
сравнения и противопоставления учебно-методических комплексов, но тж из экспертизы и оценки
внедрения инноваций в программах обучения. Именно в самом процессе внедрения происходят
изменения в материалах, структуре и ролях ученик—учитель. Без систематической оценки таких
изменений, результаты обучения могут неверно истолковываться и приписываться действию
надуманных факторов, внедрение может смешиваться или отождествляться с простым принятием
программы обучения, а успех или неудача инноваций в программах обучения могут не получать
адекватного понимания.
См. также Альтернативные педагогические системы, Теория обучения, Школьное обучение
М. М. Клиффорд
Развитие профессиональной карьеры (career development)
Р. п. к. охватывает процесс, этапы и задачи продвижения от одной должности к др.. Теории,
исслед. и вытекающие из них приложения к психологии профессий можно подразделить на 4 осн.
категории: согласовывающие подходы, феноменологические подходы и подходы с позиций развития и
принятия решений.
Согласовывающие подходы
Эта категория включает теории и методы, опирающиеся на дифференциальную психологию и
ситуационные теории; к последним относятся структурный подход, контекстуальный подход и подход с
позиций социализации.
Дифференциальные подходы
Свое практ. оформление эти подходы получили в ходе I мировой войны, когда психологи армии
США, работавшие с групп. тестами, обнаружили значимые различия между мужчинами разными
гражданских профессий, что позволило разраб. приблизительную иерархию профессий, осн. на уровнях
интеллектуальных способностей. Это, в свою очередь, привело к изучению специальных способностей,
кульминацией к-рого в 1930-х гг. стало составление профилей способностей мужчин и женщин для
разнообразных рабочих, конторских, управленческих и свободных («интеллектуальных») профессий.
Этот подход оказался особенно полезен в краткосрочном консультировании и классиф. персонала, что
проявилось во время работы с ветеранами, возвращавшимися к гражданской жизни и пытавшимися
найти себе применение в условиях мирного времени.
Однако специальные способности, напр. те, к-рые представлены в GABT и DAT, не могут
служить единственной основой для согласования людей и профессий. Психоаналитики постоянно
подчеркивали, что одни лишь способности не в состоянии объяснить причины успешности или
неуспешности в работе; в действительности никто этого никогда не утверждал, хотя нек-рые и
отмечали, что способности легче измерять и изучать, чем личность.
Первым, кто не ограничился простым указанием на важность личности, а предпринял практ.
шаги, была Анна Роу, к-рая применила положения теории Маслоу и рез-ты исслед. детского развития к
выбору профессий. Несмотря на четкость и привлекательность теории Роу, постулирующей важность
психол. климата в детстве, она не нашла своего подтверждения в последующих исслед., как отмечает С.
Г. Осипов в «Теориях развития профессиональной карьеры» (Theories of career development). Как
выяснилось, переживания позднего детства и юности — в противоположность выводам З. Фрейда и А.
Hosted by uCoz