общения, насыщая свою речь живыми интонациями, множеством повторений и вопросов, обращенных
к ребенку. В свою очередь, вокализации младенца постепенно приобретают сходство с речевыми
звуками и особенно с интонациями, к-рые он слышит.
К концу первого года жизни младенцы начинают употреблять одно-два слова, а вскоре после
этого количество употребляемых ими слов начинает быстро расти, и эти внимательные наблюдатели
используют их не только для обозначения предметов и событий в своем окружении, но и собственных
действий. Речевое сопровождение взрослыми жестов младенцев, особенно когда малыши показывают
пальцем на к.-л. объекты, играет важную роль в установлении значений их первых слов.
В исслед. семантических и синтаксических особенностей речи ребенка обычно не придается
должного значения ее соц. истокам и прагматическим характеристикам. Однако sine qua поп соц.
поведения яв-ся коммуникация с др., осуществляемая мн. способами, невербальными и голосовыми, тж
как и вербальными. Использование ребенком вербального способа, как и др. способов коммуникации,
зарождается в соц. взаимодействии и, достигнув уровня навыка, играет все более важную роль во всех
соц. контактах.
Приобретение просоциального поведения в раннем возрасте
На втором году жизни у ребенка появляются формы поведения, выражающие желание утешить
др., поделиться с др. своими «богатствами» и помочь в чем-либо; такие формы при одобрении и
подкреплении развиваются в ценимые в об-ве модели поведения. Эти ростки положительного
поведения обыкновенного, неброского и не доставляющего хлопот часто остаются
незамеченными, поскольку такое поведение не создает проблем родителям и воспитателям.
Даже маленькие дети расстраиваются при виде страдания др. и выражают им сочувствие словом
и делом. Они часто добровольно делятся своими игрушками и имуществом, а тж всем, что они находят,
с др. детьми и взрослыми как знакомыми, так и незнакомыми. При распространении таких
заботливых действий на одушевленные и неодушевленные объекты они творчески передают им ту
заботу, к-рую получили от своих родителей.
Среди форм просоциального поведения подчинение словесным приказаниям родителей
заслуживает отдельного внимания. Хотя и в этом отношении родители и исследователи гораздо больше
внимания уделяли случаям неповиновения детей, выполнение словесных просьб и требований яв-ся
гораздо более частой реакцией. В действительности выполнение требований взрослых начинается
довольно рано и, по-видимому, развивается без применения силы. К середине второго года жизни дети
выполняют множество словесных команд не только с готовностью, но и с удовольствием,
возникающим, вероятно, благодаря недавно открытой способности согласовывать свое поведение со
словами др.
Различия между мальчиками и девочками
Биолог. пол ребенка с самого рождения имеет первостепенное значение, если не для него самого,
то для ожидавших его появления на свет людей. Ни один вопрос не задают с таким постоянством, как
вопрос о том, кто родился: мальчик или девочка.
Хотя многочисленные исслед. осн. атрибутов не обнаруживают существенных различий в том,
как родители воспитывают сыновей и дочерей, нек-рые различия все же существуют. Напр., большие
различия, соотв. культурным стереотипам, были обнаружены в типе игрушек, к-рыми родители
снабжают детей. Хотя родители самых маленьких детей заявляли о намерении обращаться с ними
одинаково, независимо от пола, они всю свою жизнь подвергались влияниям культуры с довольно
определенными представлениями о соотв. полу поведении. Кроме того, к 2 или 3 годам дети начинают,
по меньшей мере, категоризовать себя как мальчиков или девочек и это первая стадия в
последовательности когнитивных стадий, приводящей к появлению гендерной идентичности где-то
между 5 и 7 годами.
Что касается этой области соц. поведения, пока не представлено ясных доказательств сколько-
нибудь важных различий во взаимодействиях мальчиков и девочек со своими родителями, др.
взрослыми или детьми. За пределами младенчества, когда дети собираются вместе в игровых группах и
группах детского сада, физ. агрессия, в целом, редкая по сравнению с мирными взаимообменами, все же
чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек.
См. также Аффективное развитие, Связь и привязанность, Развитие в раннем детстве,
Нормальное развитие, Просоциальное поведение
X. Л. Рейнгольд
Развитие человека (human development)
|