Р. ч. на протяжении жизни новейшая комплексная область эмпирических исслед. и теорет.
осмысления жизненного пути чел.. Она включает: а) изучение жизни во всей ее широте от зачатия до
смерти; б) исслед. жизни во всей ее глубине от меняющихся биолог., психол. и социологических ее
основ до динамичных проявлений ее в чувствах, мыслях и действиях людей, живущих в разных
культурных и ист. условиях; в) анализ существующих и построение новых теорий времени жизни
(жизненного пути чел.), а тж разраб. комплекса методов для описания, объяснения и предсказания
происходящих с возрастом изменений; г) поиск новых средств оптимизации хода развития на
протяжении всей жизни.
Главное преимущество перспективы времени жизни заключается в том, что она создает
содержательную (имеющую «физ. смысл») координатную систему для соотнесения и объединения
отдельных возрастных фаз развития и значимых жизненных событий в целостную последовательность
челов. жизни.
Широта человеческого развития
Осн. масса научных публикаций, посвященных Р. ч. на протяжении жизни, появилась после
1970-х гг. Анализ этих публикаций показывает, что тремя фазами жизни чел., требующими наиболее
активного изучения, яв-ся взрослость (занимающая примерно две трети времени жизни), старость,
попадающая в сферу интересов геронтологии, и смерть (включая процесс умирания), составляющая
предмет танатологии. Сторонникам подхода к развитию в перспективе времени жизни исслед. старения
и умирания представляется не менее важным, чем исслед. младенчества и рождения, поскольку для
«привязки к ландшафту» и указания «маршрута жизни» необходимо определить не только начальную,
но и конечную точку жизни, и поскольку в наше время благополучная и здоровая жизнь существенно
большей доли населения высокоразвитых стран, но предварительным расчетам, может продолжаться
после перехода 80-летнего и, возможно, далее 100-летнего рубежа. Предикторы благополучного
старения, определяемого как доживание до 75 лет с сохранением хорошего здоровья и чувства
субъективного благополучия, включают счастливую и здоровую жизнь до наступления старости,
высокий доход и высшее образование, соц. активность (особенно членство в различных орг-циях) и
сохранение статуса одинокого или состоящего в браке чел. в противоположность вдовству, раздельному
проживанию или разводу.
Совр. наука о взрослости набирающая силу и продолжающая развиваться отрасль знания.
Изучение развития взрослых людей все более ориентируется на перспективу жизненного пути по мере
выявления в лонгитюдных исслед. влияний младенчества и детства на последующую жизнь. В то же
время изучение характеристик стареющего населения заставляет исследователей все больше
продвигаться назад во времени в поисках предикторов благополучного и неблагополучного старения. В
перспективе жизненного пути взрослость рассматривается как время значительного роста и громадных
перемен.
Умирание и смерть наименее исследованная область челов. опыта. В истории человечества
был период, характеризуемый формой совместного и лишенного напряженности сосуществования
живых, умирающих и умерших. Согласно Ф. Арьесу, в эпоху средневековья (VXII вв.) умерших
хоронили в церковных дворах, к-рые одновременно были местами общественных собраний и игровыми
площадками. Умирание было спокойным и ожидаемым; родные и близкие, включая детей, собирались
вместе, чтобы увидеть своими глазами процесс перехода в мир иной. Следующий ист. период (XII
XIX вв.) свидетельствовал о процессе постепенного разделения живых и умерших. С появлением
нового христианского убеждения, согласно к-рому Страшный суд вершится не в момент физ. смерти, а
во время второго пришествия Христа, кладбища были перенесены подальше от церковных земель, над
индивидуальными могилами стали сооружаться надгробия с персонализированными надписями, а
публичное оплакивание усопших превратилось в традицию. Наконец, третий взгляд на смерть,
возобладавший примерно в 1930 г. (особенно в США) и просуществовавший с незначительными
изменениями до 1970-х гг., окончательно отделил живых от умерших. Большинство людей, вероятно,
согласились бы лечь в больницу с намерением умереть в уединении, вдали от родных и близких,
окруженные чужими людьми и сложнейшей электронной аппаратурой. Возможно, именно в рез-те
сочувственной реакции на тяготы умирающего в одиночестве чел. и произошло повышение интереса к
процессу умирания. Вряд ли кто-то уловил самую суть конечного смысла умирания лучше, чем это
сделала Элизабет Кюблер-Росс. Выделенные ею 5 стадий умирания (отрицание, гнев, торг, депрессия и
принятие) могут тж рассматриваться как стадии жизни, в одном ряду с ее осн. кризисами ступенями,
поднимаясь по к-рым, чел. учится жить, любить и творить.
|