Глубина человеческого развития
В рамках осн. дисциплины «Р. ч. на протяжении жизни» такая субдисциплина, как «Психология
Р. ч. на протяжении жизни» обеспечивает наибольшую глубину и широту изучения развития. Она
охватывает когнитивное (научение, мышление, язык и интеллект), эмоциональное и соц. развитие,
признавая (правда, только на словах) биолог., ист. и кросс-культурные детерминанты. Недавно
появившаяся ориентация на перспективу времени жизни в социокультурных дисциплинах отражается в
социологии, культурной антропологии и кросс-культурной психологии. Детерминанты челов.
поведения, имеющие отношение к истории, теперь наконец-то анализируются психоаналитиками,
использующими те же архивы, какими пользуются историки. Они задаются вопросом, как каждое
поколение родителей и детей порождало те проблемы, к-рые впоследствии проявлялись в виде драм и
трагедий личной и общественной жизни. Напр., Л. Демоз предполагает, что на протяжении последних
2400 лет тип отношений между родителями и детьми кардинально менялся шесть раз. Каждая стадия
отражает существенное улучшение в воспитании ребенка:
1. Инфантицидный тип (с древности до IV в. н. э.). На этой стадии родители запросто
избавлялись от забот о нежеланных детях, убивая их: морили голодом, душили, закапывали в землю или
бросали в безлюдных местах.
2. Отказывающий тип (IVXIII вв.). В сознании людей укрепилось мнение, что у младенцев
есть душа, и потому их нельзя убивать. Теперь детей стали оставлять кормилицам, отдавать на
воспитание в мужские и женские монастыри или в чужие семьи, либо сбывать в богатые дома в
качестве слуг. В собственной семье ребенок рос в суровом климате, находясь, по существу, в
эмоциональной изоляции и подвергаясь физ. насилию.
3. Амбивалентный тип (XIVXVII вв.). Амбивалентное отношение (одновременно
испытываемые влечение и неприязнь) к собственным детям возникло вследствие того, что родители
впустили детей в свою эмоциональную жизнь. Поскольку дети теперь составляли неотъемлемую часть
родительского опыта, их приходилось «переделывать», применяя ласку и силу, чтобы они
соответствовали родительским Я-образам.
4. Интрузивный тип (XVIII в.). На детей стали смотреть более объективно, ибо они выглядели
теперь менее опасными в силу того, что у родителей поубавилось негативных чувств, к-рые они
проецировали на них. Родители имели возможность больше любить своих детей, что привело к
зарождению педиатрического просвещения и гос. образования.
5. Социализирующий тип (XIX
середина XX вв.). Полностью сложилась общепринятая
концепция совр. детства. Особые и пролонгированные потребности детей теперь признаются
родителями и об-вом. Приняты законы о детском труде и защите детства, и отцы начинают участвовать
в повседневном уходе за ребенком.
6. Помогающий тип (с середины XX в. по настоящее время). С направляющей помощью
любящих и знающих родителей дети становятся активными руководителями или полноправными
участниками своего собственного развития.
Интеграция всех значимых детерминант челов. развития оптимальная стратегия исслед. Р. ч.
на протяжении жизни.
Теории и методы изучения развития на протяжении жизни
На данный момент мы не располагаем сколько-нибудь удовлетворительными теориями или
методами изучения развития на протяжении жизни. Существующие теории, к-рые обладают
потенциальными возможностями расширения до перспективы времени жизни, можно разделить на 2
широкие категории: механические и организменные. Механический подход сводится к трем исходным
предположениям: а) в сущности, развитие обусловлено либо наследственностью, либо жизненным
опытом (хотя на словах может признаваться нек-рое влияние жизненного опыта в первом случае и
наследственности во втором); б) чел. играет, по существу, пассивную или реактивную роль; в) развитие
состоит из последовательности малых, хотя и измеримых, положительных или отрицательных
приращений. Три исходных предположения противостоящего ему организменного подхода
формулируются следующим образом: а) развитие происходит в рез-те взаимодействия опыта и
генетических факторов; б) самым важным источником развития яв-ся активность самого
развивающегося чел.; в) развитие состоит из предсказуемой, неизменной последовательности
качественно различающихся стадий. Возможно, растущее осознание того, что люди это активные и
вместе с тем реактивные существа, приводит к постепенному объединению этих расходящихся
воззрений в более мощные сочетанные теории, такие как теории Дж. Боулби, соединившего психоан. с
этологической эволюционной теорией (осн. на исслед. животных), и А. Бандуры, объединившего
|