спутниковую орбиту» и «освобождение от родительского притяжения» могут нарушаться в неск.
точках, приводя к различным картинам психопатологии.
Перри подробно описывает мн. факторы, способствующие как устойчивости, так и изменению в
студенческие годы. Его модель изменения имеет ряд следствий для динамического объяснения.
Студент, к-рому мир поначалу представляется дуалистическим (правильно неправильно; мы они),
научается воспринимать какую-то особо важную для себя область как более сложную и многозначную
(множество возможностей; каждый имеет право на собственное мнение). По мере того как расширяется
область применения многозначного видения, соответственно сокращаются области применения
дуалистического подхода, пока, наконец, многозначная картина мира не становится преобладающей,
если не считать редких очагов жизни, все еще воспринимаемых с дуалистической т. зр. Та же парадигма
применима в отношении перехода от многозначного к релятивистскому мышлению (одни позиции
лучше др., потому что лучше обоснованы фактологически или логически). Одна из общепринятых
целей гуманит. образования содействовать признанию релятивистского характера всякого знания. С
т. зр. Перри, за релятивизмом должно последовать формирование собственной твердой позиции.
См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности, Самость
Дж. Ловингер
Развод (divorce)
Р. это предусмотренное законом расторжение брака. Начиная с 1960-х гг., отмечается
тенденция к росту случаев Р., к-рая сопровождается ростом связанных с этим соц. и психол. проблем.
Существует множество факторов, приводящих к разводу, и они постоянно изменяются со
временем. Законы о расторжении брака, устанавливающие ответственность без вины, признающие
такие основания, как несовместимость супругов и распад взаимоотношений, позволяют парам
расторгать брак по взаимному согласию на основе упрощенной процедуры бракоразводного процесса.
Эти законы тем самым существенно облегчают возможности получения Р., и этим можно объяснить
увеличение их числа.
Р. влечет за собой эмоциональные последствия для супругов, детей и членов расширенных
семей. Муж и жена зачастую переживают чувства утраты прежней привязанности, сопровождающиеся
реакциями горя и обвинениями бывшего партнера, в сочетании с ощущением собственной вины за
неудачный брак и общим чувством незащищенности перед лицом соц., эмоциональных и финансовых
проблем.
Последствия Р. для детей варьируют в зависимости от возраста ребенка, процесса улаживания
споров об опеке и способности самих родителей справляться с проблемами, возникающими в рез-те Р.
Маленькие дети склонны обвинять себя в Р., как правило, они боятся возможности оказаться
брошенными и предаются фантазиям о родительском примирении. Подростки, невзирая на
первоначальную ярость и смятение, располагают большим количеством ресурсов для преодоления
последствий Р. по сравнению с младшими детьми. Дж. С. Уоллерстейн и Дж. Б. Келли описали
различные реакции детей разных возрастов на развод. Родители сталкиваются с такими проблемами,
как воспитание детей без помощи, с одновременным поддержанием личных и родительских ролей, а в
случае родителей без права опеки поддержания родительских ролей на неполной основе. Все члены
семьи сталкиваются с потенциальными финансовыми трудностями, поскольку семейный доход теперь
делится на два местожительства.
Члены семей сталкиваются с дополнительными соц. трудностями вследствие Р. Отношения с
друзьями зачастую меняются или полностью прекращаются. Разведенные взрослые испытывают
проблемы с установлением отношений с противоположным полом, к-рые часто возникают как рез-т
отсутствия такого опыта на протяжении неск. лет. Отношения с расширенной семьей зачастую тж
становятся натянутыми, поскольку родители разведенных взрослых испытывают чувство своей
ответственности за случившийся разрыв.
Последствия Р. обычно оказываются довольно тяжелыми. М. Хетерингтон и ее сотрудники
обнаружили, что мальчики из разведенных семей чаще испытывают к себе более негативное отношение
со стороны др., чем девочки; что разведенные родители менее нежны со своими детьми; что девочки-
подростки разведенных родителей характеризуются большей неразборчивостью в половых связях и что
мальчики оказываются более «феминизированными». Однако имеются тж данные о том, что дети в
семьях с единственным родителем оказываются, в целом, более благополучными, чем дети в семьях с
двумя родителями, постоянно конфликтующими между собой.
|