Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1153 of 1766 
Next page End  

См. также Потребность в аффилиации, Связь и привязанность, Родители-одиночки
Т. С. Беннетт
Разработка учебно-тренировочных систем (instructional systems development, ISD)
P. у.-т. с. — это методический, систематический подход к проектированию, реализации и оценке
программ обучения. Методология ISD представляет собой апробированный набор процедур,
используемый в вооруженных силах США для разраб. программ подготовки военнослужащих.
Значение принципов и процедур методологии ISD выходит далеко за рамки их изначального военного
предназначения.
В начале 1970-х гг. четырьмя военными ведомствами США был учрежден Межведомственный
комитет по Р. у.-т. с. (1пterservice Committee for Instructional Systems Development), в задачу к-рого
входил контроль за разраб. документации, регламентирующей совр. процедуры проектирования учебно-
тренировочных систем для подготовки военнослужащих. В 1975 г. Межведомственный комитет
опубликовал «Межведомственные процедуры разработки учебно-тренировочных систем» (Interservice
procedures for instructional systems development). Этот документ оказался примечательным в трех
отношениях. Во-первых, в нем были объединены (из военных ведомств и избранных дисциплин)
существующие на тот момент процедуры и методы систематической разраб. учебно-тренировочных
программ. Во-вторых, методология ISD обеспечила военные ведомства единым подходом к Р. у.-т. с. В-
третьих, он обеспечил общую основу для сравнения требований, рез-тов и исслед. обучения
военнослужащих. Различные военные ведомства адаптировали методологию ISD применительно к
своим условиям обучения, и в настоящее время осн. процедуры данной методологии используются
всеми военными ведомствами США.
ISD реализуется в виде пяти различных фаз, начинаясь с анализа требований к выполнению
задач курсантами (стажерами) и заканчиваясь оценкой программы обучения. Ниже приводится краткое
описание пяти процедурных фаз ISD.
Фаза I. Анализ. Осуществляется анализ требований работы и рабочего места к работнику в
целях создания операционального описания рабочих заданий, условий труда и показателей
приемлемого уровня исполнения.
Фаза II. Проектирование. Определяются специфические цели обучения и на их основе разраб.
учеб. план. Вслед за этим разраб. стратегия тестирования, позволяющая оценить достижение уч-ся
целей обучения.
Фаза III: Разработка. Третья фаза посвящена разраб. конкретной программы обучения,
включающей в себя планы занятий, программы учеб. курсов, обучающие системы и средства, тестовые
материалы, а тж организационный план реализации данной программы обучения. Для каждой из целей
обучения, определенных во второй фазе, разраб. специфические учеб. мероприятия и соотв. материалы,
образующие в совокупности систему обеспечения обучения. Затем проводится полевое испытание, в
ходе к-рого разработчики программы проверяют ее на выборке курсантов (стажеров). По итогам этой
полевой проверки в программу обучения по необходимости вводятся те или иные коррективы, после
этого она считается готовой к официальному внедрению.
Фаза IV: Внедрение. Решаются три осн. задачи. Во-первых, производится подготовка штата
преподавателей к официальному внедрению данной программы обучения. Во-вторых, осуществляется
внедрение программы на существующей популяции курсантов (т. е. реализуется начальный, полный
цикл обучения). В-третьих, по итогам этого первого законченного цикла осуществляется оценка
программы, дающая информ., необходимую для совершенствования последующих циклов обучения.
Фаза V: Оценка. Оценивается эффективность обучения. Сначала оценивается выполнение уч-ся
самой программы обучения с целью определения степени усвоения ими новых навыков. Затем
оценивается выполнение ими своей работы (т. с. перенос научения) с целью определения степени
сохранения и реализации этих новых навыков в реальной обстановке. Оценочная фаза, т. о.,
обеспечивает контроль качества обучения и предоставляет информ. в отношении необходимости
внесения тех или иных изменений в программу обучения перед ее повторной реализацией.
Методология ISD включает разнообразные процедуры и методы, предназначенные для
реализации этих пяти фаз.
См. также Теория обучения
Д. Фост
Hosted by uCoz