Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1171 of 1766 
Next page End  

появления поведенческих проблем у ребенка и могут играть каузальную роль в их возникновении.
Социоэкономические характеристики. Р. п. коррелирует тж с такими демографическими, соц.
и экономическими характеристиками, как район проживания, соц. изоляция и бедность. Так, Р. п. более
распространено в бедных городских районах, чем в пригородах и сельской области, у детей из семей,
характеризующихся отсутствием достаточной соц. поддержки и постоянно сталкивающихся с такими
препятствиями, как низкий доход, безработица, зависимость от пособий по бедности и субсидий на
квартирную плату и большая скученность населения.
Лечение
Обзоры исслед. эффективности вмешательств, направленных на коррекцию агрессивного,
асоциального поведения детей с Р. п., свидетельствуют о том, что несмотря на концептуальные и
методологические ограничения, произошли значительные изменения. Хотя данные исслед.
подтверждают, что различные формы лечения помогают при Р. п. и яв-ся более эффективными, чем
отсутствие терапии, наилучшие результаты достигаются такими лечебными подходами, как тренинг
навыков воспитания, а также тренинга соц. и когнитивных навыков, прямо направленные на коррекцию
поведенческих нарушений или дефицита соц. и когнитивных навыков у детей и подростков с
разрушительным поведением.
Тренинг навыков воспитания. Программы тренинга для родителей имеют целью научить их
эффективно действовать в отношении поведенческих трудностей с детьми в домашней ситуации.
Большинство из этих программ ориентировано на симптомы ОВР, а не Р. п., и поэтому имеют большую
значимость для детей, чем для подростков. Результаты исслед. свидетельствуют о том, что тренинг
навыков воспитания является хорошим средством изменения агрессивного, антисоциального поведения
в детском возрасте, обычно более эффективным, чем услуги традиционных коммунальных клинических
служб. Достигаемый благоприятный эффект сохраняется в течение нескольких лет у двух третей
пациентов, прошедших терапию; курс может проводиться экономически рентабельным образом.
Однако, есть также данные о том, что примерно в одной трети случаев семьи не извлекают пользу от
тренинга навыков воспитания. Это неудивительно, поскольку во многих из этих семей существуют
такие множественные проблемы, как депрессии у матерей, супружеские конфликты, соц. изоляция и
низкий социоэкономический статус. Это обстоятельство привело к разработке процедур, направленных
на повышение эффекта семейных вмешательств при Р. п., продемонстрировавших разную степень
успешности.
Тренинг социальных навыков. Программы соц. тренинга направлены на возмещение дефицита
соц. навыков у детей и подростков с Р. п. и обычно основаны на прямом инструктаже, тренировке,
моделировании и подкреплении при обучении дискретным поведенческим компонентам специфических
навыков соц. поведения. Анализ данных эффективности ограничен тем обстоятельством, что
большинство работ ориентировалось не специфически на агрессивное, антисоциальное поведение, а на
менее точно определенные проблемы приспособления — разрушительное поведение, дефицит соц.
навыков и отвергание сверстниками. Тщательно контролируемые программы могут вести к улучшению
общего приспособления или к приобретению определенных частных навыков, но эти программы
обычно не дают изменений в показателях, прямо релевантных Р. п. — принятие сверстниками в детстве
или частота правонарушений у подростков. В одном из немногих исслед., имеющих прямое отношение
к Р. п., Хансен, Ст. Лоуренс и Кристофф обучали навыкам диалога стационарных пациентов с ОВР или
Р. п. в позднем детском и подростковом возрасте. Программа оказалась успешной в том отношении, что
приводила к приобретению и генерализации навыков во времени и ситуациях, но авторы не показали,
что эти положительные изменения сопровождаются соответствующей редукцией симптомов Р. п..
Тренинг когнитивных навыков. Исходя из данных о том, дети и подростки с Р. п. часто
искаженным образом интерпретируют соц. действительность, программы тренинга когнитивных
навыков направлены на коррекцию процесса переработки информ. и решения соц. и межличностных
проблем. Данные исслед. эффективности показывают, что этот подход может обеспечить эффективную
коррекцию определенных когнитивных процессов и выполнения связанных с ними заданий у детей с
импульсивным, гиперактивным, агрессивным и асоциальным поведением.
Профилактика
Р. п. приняло размеры эпидемии во многих западных странах. Глобальность проблемы, наряду с
высокой стойкостью хронических нарушений и часто недостаточной доступностью лечения, яв-ся
вескими аргументами в пользу необходимости разработки профилактических подходов. Данные исслед.
показывают, что меры первичной профилактики снижают ранние проявления агрессии у детей и
улучшают соц. приспособление у лиц в юности и ранней взрослости. В соответствии с этими данными
Hosted by uCoz