Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1172 of 1766 
Next page End  

разрабатываются, применяются и подвергаются оценке в отношении их эффективности
широкомасштабные многоузловые профилактические проекты. Эти проекты направлены на выявление
детей из групп повышенного риска появления Р. п. в младших классах школы и предоставления
многоаспектного обслуживания, направленного на долговременную профилактику расстройства.
Проблема велика, но эффективные профилактические вмешательства должны быть найдены для такого
снижения размаха и тяжести Р. п., к-рое было бы значимым и заметным для всего об-ва в целом.
См. также Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте,
Несовершеннолетние сексуальные насильники, Моральное поведение, Отсутствие заботы о детях,
Отношения «ребенок—родители», Школьные компании
Дж. Дюма
Рационализм (rationalism)
P. — филос. позиция, согласно к-рой решающая роль в установлении истины принадлежит
разуму. Его можно противопоставить эмпиризму, считающему опыт необходимым условием
приобретения знания. С т. зр. рационалиста, идеи носят врожденный характер, а с т. зр. эмпирика — они
приобретаются.
Влияние Р. на науку проявилось очень давно, оно заметно и в дедуктивной геометрии, созданной
пифагорейцами, и в формализованных правилах логики Аристотеля. В наше время Р. сохраняет свое
влияние в таких областях, как математика, и получил поддержку со стороны таких выдающихся
мыслителей, как Жюль Анри Пуанкаре, к-рый утверждал, что понятие числа является чисто
интуитивным и его невозможно постичь на эмпирической основе. Др. философы придерживаются более
радикальных взглядов, полагая, что даже правила индуктивных наук базируются на
рационалистических допущениях. Алфред Норт Уайтхед отмечал, что «весьма трудное дело —
применение разума для выявления общих характеристик наблюдаемого случая, предъявленного нам для
прямого познания, — является необходимым предварительным действием, если мы намерены
подтвердить индукцию».
Что же касается совр. науки, то чисто рационалистический подход к решению задач был
разрушен двумя аргументами. Во-первых, история науки недвусмысленно свидетельствует о том, что
научное занятие предполагает проведение наблюдений, прогнозирование и проверку того, насколько
результаты согласуются с теорией. Очевидно, что наука не строго рациональна, а эмпирична — в той
мере, в какой она зависит от накопления фактов. Следует признать, что огромное желание Декарта
извлечь все знание из нескольких неопровержимых идей, оказалось несбыточным. Судя по всему,
научный прогресс невозможен без эмпирической проверки и корректировки теорет. постулатов.
Проверка истинности основана на очевидности, и в этом случае обращаются к фактам, а не к
врожденному знанию. Законы должны быть подтверждены органами чувств, а не только разумом.
Во-вторых, рационалистическая достоверность оказалась атакованной в своей собственной
цитадели — математике, где Куртом Г¸делем было показано, что для несчетных множеств не может
быть доказана логическая непротиворечивость. Иначе говоря, приходится признать невозможность
гарантирования правил математики только на рациональной основе.
Психология, в своем стремлении быть научной, воздерживалась от бескомпромиссных
рационалистических трактовок, за исключением ее периферии, где религиозные и экзистенциальные
допущения о природе чел. и о смысле жизни порой приобретали сильную рационалистическую окраску.
Так, философия Сартра, осн. на строго логическом анализе последствий отношений между «в себе» и
«для себя», возродила радикальные рационалистические представления. Исходя из некоторых не
требующих доказательств, интуитивных соображений, Сартр прибег к дедукции, чтобы объяснить
развитие личности и психопатологии индивидуума.
Психологи старались подтверждать свои теории посредством наблюдения, используя данные как
из интроспективных отчетов, так и из непосредственного наблюдения за внешними проявлениями
поведения. Именно поэтому влияние Р. на совр. психологию обычно обнаруживается только в
превращенной форме.
Титченер, один из лидеров интроспекционизма, считал сознание «всего лишь общей суммой
психических процессов, пережитых индивидуумом на протяжении всей его жизни». По Титченеру,
изучать психологию — значит расспрашивать испытуемых о том, что происходит в их сознании в
разных ситуациях и при разных условиях. Как и др. интроспекционисты, он верил в существование трех
классов психич. элементов: ощущений, представлений и чувств. Это трехкомпонентное деление
Hosted by uCoz