разрабатываются, применяются и подвергаются оценке в отношении их эффективности
широкомасштабные многоузловые профилактические проекты. Эти проекты направлены на выявление
детей из групп повышенного риска появления Р. п. в младших классах школы и предоставления
многоаспектного обслуживания, направленного на долговременную профилактику расстройства.
Проблема велика, но эффективные профилактические вмешательства должны быть найдены для такого
снижения размаха и тяжести Р. п., к-рое было бы значимым и заметным для всего об-ва в целом.
См. также Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте,
Несовершеннолетние сексуальные насильники, Моральное поведение, Отсутствие заботы о детях,
Отношения «ребенокродители», Школьные компании
Дж. Дюма
Рационализм (rationalism)
P. филос. позиция, согласно к-рой решающая роль в установлении истины принадлежит
разуму. Его можно противопоставить эмпиризму, считающему опыт необходимым условием
приобретения знания. С т. зр. рационалиста, идеи носят врожденный характер, а с т. зр. эмпирика они
приобретаются.
Влияние Р. на науку проявилось очень давно, оно заметно и в дедуктивной геометрии, созданной
пифагорейцами, и в формализованных правилах логики Аристотеля. В наше время Р. сохраняет свое
влияние в таких областях, как математика, и получил поддержку со стороны таких выдающихся
мыслителей, как Жюль Анри Пуанкаре, к-рый утверждал, что понятие числа является чисто
интуитивным и его невозможно постичь на эмпирической основе. Др. философы придерживаются более
радикальных взглядов, полагая, что даже правила индуктивных наук базируются на
рационалистических допущениях. Алфред Норт Уайтхед отмечал, что «весьма трудное дело
применение разума для выявления общих характеристик наблюдаемого случая, предъявленного нам для
прямого познания, является необходимым предварительным действием, если мы намерены
подтвердить индукцию».
Что же касается совр. науки, то чисто рационалистический подход к решению задач был
разрушен двумя аргументами. Во-первых, история науки недвусмысленно свидетельствует о том, что
научное занятие предполагает проведение наблюдений, прогнозирование и проверку того, насколько
результаты согласуются с теорией. Очевидно, что наука не строго рациональна, а эмпирична в той
мере, в какой она зависит от накопления фактов. Следует признать, что огромное желание Декарта
извлечь все знание из нескольких неопровержимых идей, оказалось несбыточным. Судя по всему,
научный прогресс невозможен без эмпирической проверки и корректировки теорет. постулатов.
Проверка истинности основана на очевидности, и в этом случае обращаются к фактам, а не к
врожденному знанию. Законы должны быть подтверждены органами чувств, а не только разумом.
Во-вторых, рационалистическая достоверность оказалась атакованной в своей собственной
цитадели математике, где Куртом Г¸делем было показано, что для несчетных множеств не может
быть доказана логическая непротиворечивость. Иначе говоря, приходится признать невозможность
гарантирования правил математики только на рациональной основе.
Психология, в своем стремлении быть научной, воздерживалась от бескомпромиссных
рационалистических трактовок, за исключением ее периферии, где религиозные и экзистенциальные
допущения о природе чел. и о смысле жизни порой приобретали сильную рационалистическую окраску.
Так, философия Сартра, осн. на строго логическом анализе последствий отношений между «в себе» и
«для себя», возродила радикальные рационалистические представления. Исходя из некоторых не
требующих доказательств, интуитивных соображений, Сартр прибег к дедукции, чтобы объяснить
развитие личности и психопатологии индивидуума.
Психологи старались подтверждать свои теории посредством наблюдения, используя данные как
из интроспективных отчетов, так и из непосредственного наблюдения за внешними проявлениями
поведения. Именно поэтому влияние Р. на совр. психологию обычно обнаруживается только в
превращенной форме.
Титченер, один из лидеров интроспекционизма, считал сознание «всего лишь общей суммой
психических процессов, пережитых индивидуумом на протяжении всей его жизни». По Титченеру,
изучать психологию значит расспрашивать испытуемых о том, что происходит в их сознании в
разных ситуациях и при разных условиях. Как и др. интроспекционисты, он верил в существование трех
классов психич. элементов: ощущений, представлений и чувств. Это трехкомпонентное деление
|