субъективного опыта, судя по всему, можно квалифицировать как логический вывод, сделанный на
основе данных интроспекции.
Др. примером влияния Р. на психол. теорию является мотивационный подход Маслоу,
устанавливающий иерархию ценностей на основании посылки, суть к-рой заключается в том, что
удовлетворение потребностей, занимающих более высокие позиции, возможно лишь после того, как
будут удовлетворены потребности, располагающиеся на нижних ступенях иерархии. Складывается
такое впечатление, что эта иерархия была создана интуитивно и пронизана Р. Ее создатель явно исходил
из того, что любой разумный чел. согласится с подобной градацией людских потребностей.
Влияние Р. можно обнаружить тж и в таком прозаическом занятии психологов, как
конструирование личностных опросников. Буриш рассматривает три основные подхода к
конструированию тестов: внешний (эмпирический, основанный на групповом критерии), индуктивный
(внутренний, основанный на внутренней согласованности, пунктометрический) и дедуктивный
(рациональный, интуитивный, теоретический). Дедуктивный, или рациональный метод, поддерживается
психологами, «уверенными в возможности создания шкалы для любой личностной черты, имеющей
название в обыденном языке». Иными словами, исходная посылка состоит в том, что, рассуждая
логически, любой разумный разработчик теста сможет решить, какие именно вопросы нужно задать,
чтобы наилучшим образом измерить данную особенность личности.
Следует отметить, что рациональный анализ может быть также применен к тем сферам, к-рые
обычно считаются выходящими за пределы научного исслед. Откуда мы знаем, что есть «добро» или
что значит «этично»? Рационалист считает, что, по крайней мере, на некоторые вопросы, связанные с
этикой или моральными ценностями, нельзя получить «научного ответа», но с филос. т. зр. они тем
не менее имеют смысл. Напр., Джордж Э. Мур проводил границу между «добром как средством»,
подлежащим изучению научными методами, поскольку оно имеет последствия, и «добром как
таковым», имеющим дело с понятиями, к-рые предельно просты и не могут быть определены
операционально. Следовательно, рационалист считает, что когда речь идет об ответах на вопросы о
внутренней ценности, разум берет первенство.
См. также Методы эмпирического исследования, Эмпиризм, Логический позитивизм,
Операционализм, Позитивизм
Э. Вагнер
Рационально-эмотивная поведенческая терапия (rational-emotive behavior therapy)
Р-э. п. т. прежде наз. рационально-эмотивной терапией, представляет собой теорию личности и
систему психол. лечения, разработанную в 1950-е гг. А. Эллисом, американским клиническим
психологом. Она подчеркивает роль нереалистичных ожиданий и иррациональных убеждений
касательно челов. несчастий. По Эллису, источником эмоций являются гл. обр. когниции, а не события.
В рамках Р-э. п. т. разработана теория личности «А-В-С». Она предполагает, что если неблагоприятное
событие, напр. семейная ссора, сопровождалось чрезмерной тревогой или др. нежелательными
эмоциональными последствиями, последующее исслед. покажет, что последствие С было вызвано не
первоначальным событием А, а скорее к.-л. иррациональным убеждением В о сути или значении ссоры,
например: «я ужасный человек», «они ужасны и их надо наказать» или «я не могу дальше жить без
их одобрения».
Эллис приписывает открытие природы челов. огорчений поздним стоикам, Эпиктету и его
ученику, римскому императору Марку Аврелию, к-рый во II в. до н. э. писал: «тебя беспокоит не эта
вещь, а то, что ты думаешь о ней». «Убери свое мнение, и ты устранишь жалобу». Однако, задачей Р-э.
п. т. является не только устранение нарушений, вызванных иррациональными убеждениями, но и работа
с предрасположенностью человека к искаженному мышлению, к-рая делает возможным появление
ошибочных убеждений. Теория Р-э. п. т. рассматривает эмоциональные нарушения в связи с челов.
природой с ее биолог. и соц. аспектами, имеющими большое значение для теорий личности и лечения.
Биологические основы личности
Низшие организмы могут демонстрировать сложное поведение при очевидном отсутствии
научения вследствие генетического предпрограммирования или инстинкта. Такие виды поведения
могут быть обнаружены у всех представителей вида, они выполняются фиксированным стереотипным
образом. Люди в значительной мере лишены фиксированного инстинктивного поведения, но вместо
этого обладают высоко развитой способностью усваивать новые паттерны поведения посредством
научения и сохранения их в форме привычки. Что генетически запрограммировано в человеке так
|