это предрасположенность к научению и формированию привычных форм поведения. Т. о., что именно
человек выучивается говорить, зависит от культурной среды, но то, что человек вообще научается
говорить, отражает сильную предрасположенность к усвоению языка. С т. зр. рационально-эмотивной
теории поведения, в рамках такой предрасположенности нек-рые вещи могут усваиваться легче других.
Дети легче усваивают желание быть любимыми, чем ненавидимыми, они охотно предпочитают
удовлетворение желания его фрустрации. Теория подчеркивает, что способность к научению включает
способность учиться вещам, в к-рых нет смысла, и что предрасположенность к мышлению часто
является предрасположенностью к искаженному мышлению.
В числе челов. диспозиций с неблагоприятными последствиями можно назвать такие как: быть
подавленным к.-л. событиями, желать вещей, к-рые принесут очевидный вред, с большим трудом
освобождаться от своих привычек, даже причудливых, и стремиться к абсолютизации, что искажает
даже относительно точные убеждения, делая их неадекватными и патогенными.
Социальные основы личности
Эллис выявил множество ошибочных когниций, характерных для зап. культуры. Среди них
убеждение, что для того, чтобы иметь ценность, человеку надо быть любимым или одобряемым
практически всеми, быть абсолютно компетентным и продуктивным и что это катастрофа, если дела
идут не так, как хотелось бы. В каждом случае иррациональное убеждение носит абсолютистский
характер и порождает нереальные ожидания. Т. о., поскольку люди по природе своей более всего
счастливы, когда их межличностные отношения выглядят наилучшим образом, большинство
эмоциональных нарушений является результатом чрезмерной озабоченности мнением других о таких
отношениях и ожиданием катастрофических последствий их разрыва.
Личность и расстройство
Исходя из биосоциальных основ предрасположенности к иррациональному мышлению и
эмоциональным расстройствам, Р-э. п. т. постулирует, что в силу челов. природы нам легко научиться
расстраиваться и очень трудно перестать это делать. Соответственно, Р-э. п. т. уделяет большое
внимание механизмам, поддерживающим расстройство, поскольку положительные изменения могут
произойти в результате разрушения этих механизмов. Если мысли являются причиной эмоционального
расстройства, то мышление становится средством поддержания расстройства. Согласно теории,
неважно, откуда взялось иррациональное убеждение и как оно было усвоено, оно поддерживается
только при его использовании. Люди вызывают у себя эмоциональные нарушения и поддерживают их
за счет привычной внутренней вербализации своих иррациональных убеждений. При столкновении с
действием или событием, к-рые можно назвать злоключением, человек прибегает не к точной,
рациональной когнитивной реакции, а к преувеличенной, абсолютизирующей, к-рая становится
причиной эмоционального нарушения и саморазрушительного поведения. Теория предполагает, что
тенденции человека к внушению себе новых идей (self-reindoctrination)
представляют собой точку
доступа к обреченным на провал паттернам мышления и поведения у клиентов: устраните
иррациональную мысль и нарушение исчезнет. Устраните иррациональный стиль мышления и
проблема не возвратится. Люди становятся счастливее и действуют более эффективно, когда думают и
ведут себя рационально.
Подходы Р-э. п. т. к лечению
Хотя терапевты в рамках Р-э. п. т. используют весьма разнообразные специфические техники,
осн. целью остается минимизация или полное устранение иррациональных убеждений и содействие
формированию более рационального стиля жизни. Терапевт стремится переобучить клиента, сломать
старые паттерны мышления и установить новые с использованием логики, здравого смысла,
конфронтации, уговоров, обучения, предписаний, приведения примеров, ролевых игр, поведенческих
заданий и др. Главной техникой служит дискуссия логико-эмпирический анализ, посредством к-рого
выявляются и оспариваются иррациональные убеждения клиента.
Исходная цель помочь клиенту в ходе терапии достичь трех инсайтов. Первый инсайт: хотя
обреченное на провал поведение и эмоциональные дисфункции имеют понятное происхождение в
прошлом и провоцирующие их факторы в настоящем, их актуальной и проксимальной причиной
являются иррациональные убеждения человека, а не его родители, биография или обстоятельства.
Второй инсайт: эти иррациональные, магические убеждения сохраняют силу лишь вследствие
сочетания дезадаптивного мышления с дезадаптивным поведением, к-рое активно подкрепляет его.
Люди сохраняют эмоциональные нарушения, потому что продолжают внушать себе неразумную идею,
и так долго, пока продолжают это делать. Третий инсайт: инсайты сами по себе не корректируют
искаженное мышление. Это могут сделать лишь упорная работа и практикование. О процессе
|