или произведение иск-ва.
Места и объекты играют центральную роль в Р. п. Они вызывают поведение, к-рое в условиях
данной культуры характеризовалось бы как «религиозное» или «благочестивое». Последнее меняется от
культуры к культуре варьируя от исступленного экстаза до крайней смиренности, от бурной радости
до глубокой серьезности. При этом могут существовать различия даже в пределах осн. культуры, как,
напр., между пятидесятниками, к-рые могут кричать и танцевать во время богослужения, и членами
епископальной церкви, к-рым бы никогда не пришла в голову даже мысль о том, чтобы кричать в
церкви. Церковь является местом для благоговения, однако одни рассматривают его как указание на
проявление дикого исступления, в то время как другие считают, что в церкви уместна только
глубочайшая серьезность. Тем не менее, человек способен идентифицировать такие места как
священные и ведет себя в них так, как если бы он был уверен, что в них присутствуют особые силы.
Однако, в таком поведении, по-видимому, содержится мало того, что не определялось бы культурой.
Одна из трудностей объективного изучения Р. п. связана с необходимостью проведения различий
между магией и религией. Объективно они могут практически не отличаться, однако маг рассматривает
свои действия как инструмент для достижения результатов, тогда как верующие считают, что влияют на
высшую силу (божество). Опять-таки, намерение становится основным фактором при определении
того, чем является Р. п.
Однако не все действия, относящиеся к Р. п., имеют своей целью оказание влияния на высшую
силу. Нек-рые из них представляют собой просто благоговение в присутствии «mysterium tremendum».
Др. их часть является выражением благодарности и признания за само наше существование и чудеса
этого мира. В своем наиболее мистическом проявлении, Р. п. является попыткой усиления
идентификации с «первопричиной» или, как сказали бы некоторые, «душой мира». Проблема для
объективного ученого состоит в том, что все это является чрезвычайно субъективным. Наблюдаемое
поведение может поэтому оказываться магическим, формальным или религиозным, в зависимости от
придаваемого ему значения.
Нек-рые формы поведения, однако, могут не иметь смысла, а быть просто условными реакциями
на специфические стимулы. Едва ли можно охарактеризовать суеверное поведение голубей Скиннера
как религию! Иногда поведение людей, к-рое можно было бы назвать «религиозным», является
аналогичным напр. стучание по дереву в знак предосторожности.
Т. о., Р. п. отличается от др. действий (магии, условных реакций и т. д.) лишь тем намерением, с
к-рым оно совершается; хотя некоторые утверждают, что даже поведение, первонач. являвшееся чисто
«условным», после достаточного периода времени выполнения может стать религиозным.
Др. трудность возникает при сравнении «личного» опыта с «общим» опытом. Часто
наблюдаемое поведение имеет мало отношения к личному опыту. Хорошей иллюстрацией этому могут
служить видения Христа у Папы Пия XII. Присутствовавшие при последних минутах жизни Папы
слышали, что он с кем-то беседует, но никто из них не видел этого человека и не слышал его ответов.
Папа сообщил, что этот др. человек был Христос.
Мы остаемся с данными наблюдения за поведением Папы и с нерешенным вопросом о том,
являлось ли это поведением религиозным или поведением, возникшем вследствие сенсорной патологии.
И все же, мы вынуждены констатировать, что с т. зр. понтифика данное поведение являлось
религиозным снова определяя поведение с позиции намерения осуществляющего его лица, даже если
бы эти стимулы являлись галлюцинациями.
Т. о., психологи, работающие в этой области, пытаются изучать формы поведения, к-рые либо с
культурной, либо с индивидуальной т. зр. (или с обеих одновременно) определяются как
«религиозные». Они занимаются поиском общих знаменателей такого поведения. Они хотят узнать
предшествующие условия, к-рые вызывают (стимулируют) такое поведение. Им необходима информ.
об эмпирических факторах, влияющих на «научение» Р. п., хотя им тж необходимо узнать, является
ли такое поведение врожденным или невыученным. Они тж желают знать сопутствующие эмоции и
мотивацию Р. п. При этом жизненно важно постоянно осознавать необходимость в проведении
различий между объективными данными и субъективными состояниями. Все соц. науки (и нек-рые
биологические) сталкиваются с этой проблемой.
См. также Религия и психология
У. Э. Грегори
Религия и психология (religion and psychology)
|