Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1203 of 1766 
Next page End  

эндогенной, но они могут играть роль синхронизатора, когда один из них оказывается связанным с
другим. Безусловно, ночной Р. яв-ся базовым. Тем не менее, люди могут временно нарушать границы
ночного Р., если они живут в искусственно созданных условиях, напр., на Крайнем Севере, или
выполняют работу астронавтов. В этих случаях циркадный (суточный) Р. отличается от своей
естественной продолжительности, будучи несколько длиннее 24 часов.
Р. сна-бодрствования, хотя и более гибкий, обычно также подчиняется колебательной системе.
Это обнаруживается у лиц, находящихся в «свободно протекающих» ситуациях, без влияния ночного Р.
Р. сна-бодрствования регулирует жизнь астронавтов в космосе, где смена света и темноты происходит
значительно быстрее.
Тем не менее, несмотря на то, что соц. условия (ночная работа) или географическое
обстоятельства (перелеты через океан) значительно изменяют Р. сна-бодрствования, можно убедиться,
что эти новые Р. со временем начинают служить синхронизаторами Р. температуры тела, к-рый
подстраивается к Р. активности.
Эти адаптации важны, потому что не только чувство свежести или усталости зависит от Р.
температуры тела; он также оказывает влияние на степень алертности и др. уровни активности.
Эти Р., т. о., можно определить как эндогенные; их период времени мало подвержен изменению,
но их фазы могут смещаться вследствие синхронизации с Р. того же периода времени (напр., влияние Р.
активности на температуру).
Наконец, есть Р., приобретенные посредством привычки (обусловливания). Так обстоит дело с Р.
голода, связанным с нашими пищевыми привычками и отражающимся на нашей степени готовности к
деятельности. Существует также еженедельный Р., связанный в частности с выходными днями, к-рый,
когда наступает утро понедельника, создает легкие трудности с приспособлением заново к режиму
работы, будь то в классе или на заводе.
Перцептивные ритмы. Когда говорят о Р., то сразу вспоминают о музыке и поэзии; то есть о
повторении через равные интервалы одного или нескольких элементов, организованных в цельные
структуры. Это простое описание означает, что, в данных случаях, существует восприятие порядка в
последовательности.
Восприятие Р. заставляет нас задать два фундаментальных вопроса: а) каковы временные
пределы, в к-рых воспринимается последовательность? б) Какова природа структур, которые
обнаруживают тенденцию к повторению?
Временные пределы воспринимаемого ритма. Основу восприятия Р. составляет способность к
схватыванию и осознанию последовательных элементов как единого целого, аналогичная нашей
способности охватывать взглядом часть пространства с определенного угла зрения.
Эту способность к схватыванию-пониманию (capacity for apprehending)
часто называют
психическим настоящим (psychic present), поскольку оно соответствует восприятию, в к-ром
существуют одновременно следующие один за другим элементы. Такой яв-ся наша способность
воспринимать простые выражения, как напр., номер телефона. Это психол. настоящее (the psychological
present)
имеет границы, к-рые связаны как с длительностью, так и с природой элементов. Так, можно
воспринимать последовательность двух идентичных звуков, к-рые следуют с пороговым интервалом от
0,1 с до 1,8 с, как единое целое. За пределами этой длительности звуки становятся элементами,
воспринимаемыми как независимые друг от друга.
Но сколько элементов можно воспринимать в этом настоящем? Здесь необходимо провести
различие между разрозненными элементами и элементами, образующими структуру. Хотя мы способны
схватить и осознать только около 5 букв алфавита, предъявленных в беспорядке, мы вполне можем
воспринять 12 слогов, образующих стихотворение. В воспринимаемой структуре, независимо от того,
повторяется она или нет, мы воспринимаем подгруппы, называемые блоками (chunks). Чем больше
секционировано (разделено на части или блоки) воспринимаемое единство, тем дольше может быть
психич. настоящее, при условии, что ни один внутренний интервал не превышает 1,8 с. Т. о., регулярное
повторение одинаковых ситуаций дает нам восприятие не только единства (как при восприятии фразы),
но и Р., как это имеет место в музыке, поэзии и танце.
Это приводит нас к рассмотрению быстроты последовательности, или темпа. Темпом называют
быстроту, с к-рой элементы структуры следуют один за другим и сами структуры развертываются во
времени.
Для отчетливого восприятия ритмического единства необходимо, чтобы продолжительность
времени между элементами была достаточно короткой. При существенном замедлении чтения стихов
или исполнения музыки восприятие ритма подавляется.
Hosted by uCoz