Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1218 of 1766 
Next page End  

Осн. идею С. п. сформулировал соц. психолог У. А. Томас: «Если люди определяют ситуации
как реальные, они оказываются реальными в своих последствиях». Со времен пионерской работы
Томаса по отношениям между нашими действиями и нашим субъективным определением среды,
феномен С. п. изучался во множестве областей. В медицине зафиксировано множество случаев, когда
болезнь и/или выздоровление к.-л. пациента вызывались целиком или отчасти ожиданиями самого
пациента. В соц. исслед. было продемонстрировано влияние ожиданий исследователей на рез-ты как
опросов, так и контролируемых экспериментов. Такие влияния получили назв. эффекта ожиданий
экспериментатора. Связанный с ним феномен состоит в том, что испытуемые в поведенческих
экспериментах мотивированы вести себя в соответствии с воспринимаемыми ожиданиями
экспериментатора. Эти воспринимаемые ожидания были назв. требующими характеристиками
эксперимента.
Эффекты ожидания могут особенно сильно проявляться в клинических условиях, поскольку
врачи в таких ситуациях, как правило, рассматривают пациентов с т. зр. присутствия у них нек-рого
якобы неадаптивного поведения. В неск. исслед. было обнаружено, что ожидания диагноста в
отношении обследуемого могут влиять на выполнение им психодиагностического теста. Др. словами,
чел., поведение к-рого воспринимается как отклоняющееся от нормы, начинает вести себя еще более
отклоняющимся образом в ответ на восприятия др. Обнаружилось, что ожидания учителей в отношении
отдельных уч-ся, формируемые на основе социально-экономического статуса, расы, пола, показателей
тестов интеллекта и даже имени ребенка, оказывали влияние на академическую успеваемость этих уч-
ся.
Независимо от области, механизмы С. п. остаются теми же самыми. Первоначальное ожидание в
отношении своего собственного или чужого поведения формируется на основе недостаточной информ.
Затем люди ведут себя способами, согласующимися с таким ожиданием. Однако С. п. вовсе не яв-ся
неотвратимым. Исследователи, учителя и врачи — все они могли контролировать эффекты ожидания,
когда обращались к поиску объективной информ., к-рая подтверждает или опровергает первоначальные
ожидания, и контролировали распространение информ., к-рая порождает неадекватные ожидания.
См. также Ролевые ожидания, Бессознательные умозаключения
Р. Шоу
Самооценка (self-esteem)
С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и
самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со
своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, к-рыми
С. связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди
обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности
или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих.
А. Адлер разраб. свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей
силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном
аспекте; он утверждал, что каждый чел. развивает уникальную личность в стремлении преодолеть
реальные или воспринимаемые несоответствия.
К. Хорни тж писала о предпосылках С. Она считала, что дети, лишенные родительской любви,
принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (к-рую она
рассматривала как невротическую).
Как и следовало ожидать, было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане
развития высокой С. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в
противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое
при столкновении с требованиями окружения. В своем исслед. базовых компонентов С. С. Куперсмит
обнаружил, что высокая С. яв-ся рез-том родительского принятия, установления определенных
ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических
ограничений. В итоге решающим для формирования С. фактором оказалось качество и количество
родительского внимания и принятия, получаемого в детстве.
С. — многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она яв-ся
жизненно важным компонентом Я-концепции чел. Напр., индивидуум может иметь высокую С. в
межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка тж
связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с
Hosted by uCoz