«идентичностью успеха»; недостаток любви и принятия связан с «идентичностью неудачи».
См. также Чувство неполноценности
Дж. Кори
Самораскрытие (self-disclosure)
С. это процесс, благодаря к-рому чел. добровольно и сознательно раскрывает др.
достоверную, важную, личную и до сих пор не разглашавшуюся информ. Как сам процесс С., так и его
изучение имеют существенное значение для понимания межличностных отношений.
С филос. т. зр. С. рассматривается как процесс, посредством к-рого люди учатся понимать себя.
С. тж отводится центральная роль в развитии и поддержании межличностных отношений; др. отмечают
важность С. в сохранении психич. здоровья, особенно в преодолении чувства отчуждения от др. людей.
В литературе высказывается единодушное мнение о том, что С. необходимо как условие эффективного
функционирования и предотвращения психол. дисфункции.
Исслед. в области С. можно сгруппировать по следующим категориям: а) содержание или тема
С.; б) характеристики лиц, к-рым свойственно С.; в) характеристики С.; г) характеристики ситуации, в
к-рой происходит С.
В целом исслед. свидетельствуют о том, что, независимо от пола, расы и национальности, люди
более склонны делиться с др. информ. о своих аттитюдах, мнениях, вкусах и интересах и менее склонны
доводить до др. информ., связанную с их финансами, телом и личностью. Люди чаще раскрываются
перед теми, кого они знают и любят, несмотря на существование определенной тенденции к раскрытию
перед совершенно незнакомыми людьми, особенно в тех случаях, когда, как предполагается, они
больше никогда не смогут встретиться с ними вновь. Опубликованная литература не позволяет
выделить общих тенденций в отношении типа личности более склонных к С. людей. Однако
существуют многочисленные данные в поддержку «диадического эффекта», а именно: С. одного чел.
влечет за собой С. др. В целом литературные данные свидетельствуют о том, что С. яв-ся функцией
ситуационных, а не личностных переменных.
См. также Оптимальное функционирование
Л. Д. Гудстейн
Самоубийство (suicide)
Бэйчлер предложил определение, подчеркивающее операциональные функции, к-рые
предположительно обслуживает суицидальный акт: «С. наз. любое поведение, к-рое ищет и находит
разрешение к.-л. экзистенциальной проблемы посредством попытки покушения на жизнь субъекта».
Традиционно С. (суицид) относят к одному из четырех видов выделяемых из сотен причин
смерти; тремя др. яв-ся естественная смерть, несчастный случай и убийство. Эти 4 вида называют
сокращенно (по первым буквам) NASH-категориями смерти. Шнейдман предложил дополнительную
классиф., в к-рой все смерти (какой бы ни была их NASH-категория или их причина) относятся к одному
из трех видов: преднамеренная, полупреднамеренная (в к-рой индивидуум сыграл частичную, скрытую,
завуалированную или неосознанную роль в ускорении кончины) или непреднамеренная.
Различные подходы к суицидальным явлениям
Выделяется неск. различных подходов к оценке, пониманию и трактовке суицидальных явлений.
Теологический. Ни в Старом, ни в Новом Завете не содержится прямого запрета на С. Фома
Аквинский подчеркивал, что С. яв-ся смертным грехом, поскольку оно посягает на власть Бога над
челов. жизнью и смертью. Представление о С. как грехе приобрело характер стойкого убеждения и на
протяжении сотен лет играло (и продолжает играть) важную роль в западной т. зр. на С.
Философский. Вообще говоря, «философы суицида» никогда не вкладывали в свои
литературные произведения характера руководства к действию, а использовали их лишь как арену для
ведения своих собственных интеллектуальных дискуссий.
Д. Юм был одним из первых крупнейших западных философов, обратившихся к рассмотрению
С. вне контекста понятия греха.
Экзистенциальные философы двадцатого столетия Кьеркегор, Ясперс, Камю, Сартр,
Хайдеггер сделали бессмысленность жизни (и место в ней суицида) своей центральной темой.
Демографический. Демографический подход оперирует различными статистическими данными
по С. В настоящее время в США показатель количества С. равен 12,6 на 100 000 чел., и С. как причина
|