Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1229 of 1766 
Next page End  

собственным словам, чувствуют себя свободными при различных теоретически важных условиях.
Основываясь как на литературе о реактивном сопротивлении и об атрибуции, так и на филос.
источниках и проведенных им интервью, он выявил 7 типов ситуаций, к-рые благоприятствуют челов.
С. Применив опросники, содержавшие неск. конкретных примеров каждой из этих ситуаций, он просил
своих респондентов ответить на вопрос, насколько свободными они чувствовали себя в каждой из них.
Оказалось, что наиболее свободными респонденты Весткотта чувствовали себя тогда, когда
избавлялись от неприятных обстоятельств, включая физ. боль и соц. дискомфорт, и тогда, когда
участвовали в выполнении действий, требовавших определенных навыков. Эти заметно отличающиеся
друг от друга условия, обеспечивающие высокую степень С., согласуются с широко распростр. филос.
разграничением понятий негативной С., или «С. от», и позитивной С., или «С. для». Респонденты
Весткотта чувствовали себя наименее свободными тогда, когда были вынуждены признать, что их
возможности не беспредельны, даже если эти пределы и были объективными, и тогда, когда им
приходилось принимать трудные решения.
Кроме того, когда респондентов попросили описать свои чувства, противоположные ощущению
С., оказалось, что в каждой конкретной ситуации эти чувства разные. В нек-рых ситуациях чувство
несвободы было связано прежде всего с внешними помехами, в др. — с конфликтом и
нерешительностью или неясным, но неприятным эмоциональным состоянием. Следовательно, с т. зр.
диалектики, чувство С. в разных ситуациях переживается по-разному.
Заключение
Различия между этими тремя подходами к психол. изучению челов. С. определяются, в первую
очередь, их ориентацией на разные аспекты этого состояния: С. в том виде, как она приписывается чел.
своим собственным действиям или действиям др. людей; С. как вера в то, что у индивидуума есть
поведенческий выбор и он может действовать в любом направлении, какое бы ни избрал; С. как
переживание, степень к-рого зависит от условий, напр. от освобождения от боли или дискомфорта или
от вовлеченности либо в деятельность, требующую определенных навыков, либо в принятие решения.
Рез-ты исслед., проведенных сторонниками этих трех т. зр., в нек-рых случаях дополняют друг друга, а
в нек-рых противоречат друг другу.
См. также Философские проблемы психологии, Теория реактивного сопротивления
М. Р. Весткотт
Свободное воспроизведение (free recall)
С. в. широко используются для исслед. памяти и научения. Обычно испытуемому предлагают
информ. для запоминания, а спустя нек-рое время просят ее воспроизвести в произвольном порядке.
Содержание информ. может варьировать от списка не связанных между собой слов или цифр до
сложных прозаических произведений.
Парадигма С. в. сыграла заметную роль в развитии когн. психол. Напр., она помогла объяснить
компоненты первенства и новизны в кривой воспроизведения последовательности элементов. Эффект
первенства связали с частым повторением первых по порядку элементов и переводом их в
долговременную память, а эффект новизны объяснили вхождением последних элементов в
кратковременную память. Поскольку элементы в конце списка не повторяются и, следовательно, не
переводятся в долговременную память, они теряются, если испытуемому дать отвлекающее задание
непосредственно после предъявления списка для запоминания.
Ранние исслед. позволили предположить, что важнейшая составляющая С. в. заключена в
испытуемом, а не в предлагаемом ему стимульном материале. Речь идет о склонности людей
воспроизводить элементы группами, объединяя их по объективным или субъективным связям между
собой, даже если они были разделены при предъявлении. Сообщение Бусфилда дало импульс исслед.
внутренних процессов структурирования информ. Испытуемым предлагался список из 60 слов,
относящихся к четырем смысловым категориям, по 15 слов в каждой. Сразу же после предъявления
давалось задание в течение 10 минут записать запомнившиеся слова в любом порядке. Люди
обнаружили склонность воспроизводить и группировать слова по смысловым категориям, а не по
порядку их предъявления.
Недостаток такого рода исслед. состоит в том, что они всего лишь обнаруживают тип орг-ции
элементов, предусмотренный экспериментатором. Отношения между элементами в списке
определяются экспериментатором, и получаемые показатели степени орг-ции материала зависят от
того, насколько точно воспроизведение элементов участником эксперимента соответствует категориям
Hosted by uCoz