Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1228 of 1766 
Next page End  

стороне от осн. течения поведенческой психологии появлялись психологи, к-рым приходилось иметь
дело со С. как реальной и центральной психол. проблемой. Сказанное прежде всего относится к
представителям юридич. науки и социально-политической философии, таким как Дж. С. Милль и И.
Берлин, изучавшим различные аспекты челов С.
Само понятие С. и вера в нее играют очень важную роль в регулировании индивидуального
поведения, общественной и политической жизни. В последнее время — вопреки заверениям Б. Ф.
Скиннера, что понятие С. чуждо естественным закономерным системам, в т. ч. и челов. поведению, —
психологи обратили внимание на С., но лишь внесли путаницу в наше понимание.
С. яв-ся одной из важнейших тем, обсуждаемых в нарастающем потоке литературы по
гуманистической психологии, базирующейся на гуманит. научном подходе к поведению чел. Этот
гуманит. подход рассматривает сознательность, самоосознание, содействие и выбор как неотъемлемые
привилегии челов. поведения. Он признает, что как выявленные, так и не выявленные ист.
детерминанты влияют на поведение, наблюдаемое в настоящем, но это не мешает ему признавать и
существование зоны С. действия. Даже тогда, когда поведение кажется жестко ограниченным
определенными рамками, или вынужденным, у чел. все же остается область аттитюдинальной С., т. е. С.
выбора т. зр. на обстоятельства, в к-рых он оказался.
Эмпирическое изучение челов. свободы проводилось преим. в рамках более традиционных
теорет. подходов. Соц. психологи подошли к изучению челов. С. по трем различным путям,
проложенным теорией атрибуции, теорией реактивного сопротивления и исслед. субъективного опыта.
Подход с позиций теории атрибуции. Для подхода к челов. С. с позиций теории атрибуции
характерен интерес к условиям, при к-рых чел. приписывает С. поведению др. людей или
своему
собственному поведению (или воспринимает его как свободное). С. решения определяется величиной
разницы в ожидаемых выигрышах от альтернативных линий поведения. Когда ожидаемые выигрыши
примерно одинаковы, С. решения велика, поскольку принуждение со стороны относительно большего
выигрыша отсутствует. Выбор воспринимается скорее как контролируемый лицом, принимающим
решение, чем как определяемый выгодой вариантов. С. исхода яв-ся функцией оценки вероятности
реального получения ожидаемого выигрыша. Иными словами, если чел. предстоит сделать выбор
между альтернативами, к-рые примерно одинаковы по ожидаемым выигрышам и по их доступности,
выбор между этими альтернативами воспринимается как свободный выбор, совершаемый без давления
неравноценных выигрышей и/или неравной доступности.
Если поведение чел. воспринимается наблюдателями как рез-т принуждения, они сомневаются в
том, что оно способно многое сказать им об этом чел. Хотя принятие решения и выбор альтернатив
воспринимаются как более свободные, когда их валентности выравниваются, этот эффект знач.
усиливается, если выбор делается не из отрицательных, а из положительных альтернатив. Выбор
воспринимается как более свободный в тех случаях, когда приходится выбирать из умеренного числа
вариантов, а не из очень ограниченного или большого их количества, и когда наблюдаемое поведение
согласуется с тем, что наблюдатель считает предрасположенностью субъекта действия.
Подход с позиций теории реактивного сопротивления. Второе направление исслед.
основывается на работе Дж. Брема «Теория психол. реактивного сопротивления» (A Theory of
Psychological Reactance). Под реактивным сопротивлением понимается мотивационное состояние,
вызванное ограничением С. поведения или угрозой такого ограничения, и, в свою очередь,
организующее поведение, направленное на восстановление утраченной свободы. Поведенческие
свободы специфичны для конкретных ситуаций и определяются как знание того (или вера в то), что в
конкретной ситуации у чел. всегда есть неск. линий поведения и что он располагает необходимыми
умениями и ресурсами для реализации любого из признаваемых им вариантов. Рез-ты исслед.,
проведенных в различных условиях, свидетельствуют о том, что люди действительно действуют так,
чтобы вернуть себе конкретные поведенческие С., к-рых их лишили или над к-рыми нависла угроза, и
что выбор, к-рый делается под угрозой, более привлекателен. Реактивное сопротивление может
возникнуть и как ответ на оказанную чел. услугу, к-рая накладывает на него определенные
обязательства; оно возникает и при принятия решения: если в тот момент, когда чел. уже близок к нему,
возникает угроза доступности менее привлекательного варианта, его привлекательность возрастает.
Исслед. реактивного сопротивления расширяют наши представления о процессах соц. влияния,
психологии потребителя, рекламе, PR и принятии решений.
Эмпирический подход. Третий подход был использован М. Весткоттом, к-рый изучал челов. С.
прежде всего как субъективный опыт и проводил резкую границу между С. как опытом и С. как
атрибуцией или онтологическим состоянием. Его интересовало, в какой мере люди, судя по их
Hosted by uCoz