Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 1766 
Next page End  

ребенка сверстниками побуждает его к таким антисоциальным действиям, как вызывающе агрессивные,
деструктивные и др. отрицательно воспринимаемые формы поведения.
Импульсивность
Детям часто не достает временной перспективы, необходимой для того, чтобы вытерпеть
отсрочку в получении вознаграждения и связанного с ним удовольствия. Однако по мере их развития и
дальнейшей социализации фокусирование на своих непосредственных побуждениях и потребностях
сменяется способностью воспринимать ход событий в более отдаленной перспективе. Теперь они
способны также посмотреть на свои желания с т. зр. др.
Способность выбирать перспективу
Именно в процессе взаимодействия со сверстниками дети научаются видеть ситуации и
проблемы с т. зр. др., к-рая, как правило, отличается от их собственной. С. в. п. — одна из важнейших
для когнитивного и соц. развития. Она связана с рядом важных характеристик, включая способности
представлять информацию в понятном для др. виде и быстро схватывать смысл сообщений др.,
конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому
решению проблем и показывать положительное отношение к др. в сходной ситуации. В основном
благодаря взаимодействию со сверстниками, дети избавляются от эгоцентризма и приобретают
усиливающуюся С. в. п.
Автономия
А. — это способность понять ожидания др. в любой данной ситуации и быть свободным в
выборе того, соответствовать ли этим ожиданиям или нет. Принимая решение относительно
соответствующего поведения, самостоятельные, независимые люди склонны взвешивать свои
внутренние ценности и ожидания др. людей, а уже потом реагировать гибким и целесообразным
способом. Взаимоотношения сверстников оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей,
соц. навыков и социальной сензитивности, равно как и на интернализацию принятия и поддержки,
создающих основу для самоодобрения.
Одиночество
Дети нуждаются в конструктивных отношениях со сверстниками, чтобы избежать мук О. Хотя и
взрослые могут обеспечить нек-рые формы товарищеских отношений, детям необходимы тесные и
близкие отношения со сверстниками.
Идентичность
В течение младенчества, детства, отрочества, юности и ранней взрослости чел. проходит через
несколько последовательно сменяемых и частично перекрывающихся идентичностей. В отношениях со
сверстниками дети начинают сознавать сходства и различия между собой и др., они экспериментируют
с различными социальными ролями, помогающими им интегрировать собственное чувство Я,
проясняют свои аттитюды и ценности и объединяют их в самоопределение, создавая в итоге систему
координат для восприятия и понимания себя.
Коалиции
Что касается людей, то их объединение имеет важное эволюционное значение, повышая
выживаемость в борьбе с врагами, а также с природными и соц. катаклизмами. В детстве большинство
людей завязывают дружеские отношения и формируют привязанности. Образуются К, к-рые
обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, по и на протяжении всей
взрослой жизни.
Продуктивность, стремления и психологическое благополучие
В учебной и трудовой обстановке сверстники и равные по положению люди оказывают сильное
влияние на продуктивность и стремления друг друга. Поддерживающие отношения между соучениками
и между сотрудниками связаны также с использованием способностей в ситуациях достижения. Кроме
того, способность поддерживать взаимозависимые отношения и отношения сотрудничества —
важнейшее проявление психол. благополучия и здоровья. Плохие отношения со сверстниками в
начальной школе предвещают психол. нарушения и делинквентность в средней школе, а подобные
отношения в средней школе предсказывают взрослую патологию.
Содействие развитию позитивных отношений со сверстниками
К сожалению, мн. совр. школы, семьи и др. общественные ин-ты никак не способствуют
развитию у детей и подростков здоровых отношений со сверстниками. Содействие формированию
конструктивных отношений со сверстниками, возможно, — одна из наиболее важных задач, стоящих
перед родителями, педагогами и др. взрослыми, если они хотят создать благоприятные условия для
здорового развития и эффективной социализации подрастающего поколения.
Hosted by uCoz