каждый, однако, соглашается с тем, что биология играет столь же сильную роль.
Наиболее веские доказательства генетической обусловленности половой ориентации получены в
исслед. семей и близнецов. Классические работы в этой области были проделаны в 1950-е гг. Францем
Каллманном, изучившим 40 монозиготных и 45 дизиготных пар близнецов мужского пола, в к-рых по
меньшей мере один из них в начале исслед. признавал наличие у себя гомосексуальных тенденций.
Каллманн обнаружил, что если один из монозиготных близнецов был гомосексуалом, то его брат, без
исключения, тж был гомосексуалом. Среди же дизиготных близнецов вероятность гомосексуальной
ориентации брата гомосексуала примерно соответствовала таковой в мужской популяции в целом.
Каллманн нашел тж, что если один член пары монозиготных близнецов набирал 5 или б баллов по
шкале Кинси, то вероятность того, что его брат тж наберет 5 или 6 баллов, была выше 90%. Каллманн
сообщает, что различия между братьями обычно не превышали одного или двух баллов по шкале
Кинси.
Есть сообщения из Нидерландов и США о различном строении определенных структур мозга у
гетеросексуалов и гомосексуалов. Голландские исследователи Ф. Швааб и М. Гофман обнаружили, что
у гомосексуалов размеры ядра в супрахиазмальной области значительно больше, чем у гетеросексуалов,
а С. Ле Вэй из США обнаружил, что размеры интерстициального ядра в области переднего
гипоталамуса у гомосексуалов мужского пола и женщин меньше, чем у гетеросексуалов мужского пола.
Мозг лесбиянок еще должен стать объектом исслед. Др. исследователями тж были обнаружены
структурные различия морфологии мозга у мужчин и женщин и связь этих различий с функцией
репродуктивности. Такие структурные различия между гомосексуалами и гетеросексуалами еще
предстоит найти.
Критики этих исслед. утверждают, что ученые редко задаются вопросом о причинах
гетеросексуальности. Однако для исследователей гомосексуальность и гетеросексуальность яв-ся двумя
сторонами одной медали; изучение характера формирования одного типа поведения помогает понять
др. тип. В рассматриваемых ниже исслед. приводятся документально подтвержденные случаи, когда
биолог. предрасположенность к гетеросексуальности и проявлению мужского начала перекрывается
соц. обусловливанием воспитания представителей мужского пола как девочек.
Социальные и правовые факторы
В настоящее время постулируется не дихотомия «природа/воспитание», а взаимодействие
природных и соц. факторов. Правила, нормы, традиции и идеалы любого об-ва окружающей среды
тж взаимодействуют при структурировании поведения конкретного чел. Эти воздействия умеряют,
усиливают или сводят на нет врожденные поведенческие тенденции. Можно с уверенностью сказать,
что идея эффектов взаимодействия сейчас повсеместно принята в научном мире:
Генетическая предрасположенность + Социальные воздействия = Поведение
Правовые ограничения, обычно отражающие соц. установки, яв-ся сильным средством
формирования предпочтительного поведения. Требуется сильная воля или компульсивные побуждения,
чтобы открыто демонстрировать поведение гомосексуала, трансвестита, транссексуала или любое др.
девиантное сексуальное поведение, если санкции против этого достаточно суровы. В арабских
мусульманских странах действуют строгие запреты на любое открытое выражение сексуальности, даже
на то, чтобы поцеловать женщину в общественном месте и на открытость части ног и рук у женщин.
Такие «мелкие» правонарушения могут наказываться избиением палкой или плетью. Гомосексуальное
поведение часто карается смертной казнью или длительными сроками заключения. Алжирские
либералы, напр., боролись против смертного приговора за гомосексуализм и супружескую измену.
Гомосексуальное и транссексуальное поведение редко наблюдается в этих странах, поскольку его
открытая демонстрация сопряжена с риском.
Неизвестны культуры, в к-рых поощрялись бы или были предпочтительным модусом поведения
гомосексуальные контакты между взрослыми. Существуют, однако, об-ва, в к-рых поощряются
гомосексуальные контакты взрослых с детьми. Хотя это и однополые контакты, они не яв-ся
предпочтительным способом получения сексуального удовлетворения, поскольку это поведение не
эротически мотивировано. Напр., в племени калули на Новой Гвинее все мальчики выполняют роль
пассивных партнеров в анальном сексе со зрелыми мужчинами. В новогвинейском племени самбия все
мальчики совершают оральный секс с мужчинами для получения от них зрелой спермы. В этих
культурах считается, что подобная практика обеспечивает передачу мужских качеств от мужчины к
мальчику. Когда эти мальчики достигают зрелости, они переходят на гетеросексуальное эротическое
поведение, несмотря на годы гомосексуального «тренинга». Во мн. культурах отмечается поведение, к-
рое на Западе считалось бы сексуальным, но не являющееся таковым для коренного населения.
|