рое м. б. выявлено, принято называть едва заметным различием (ЕЗР, или ?f). Эта величина м. б.
выражена через относительное изменение частоты, ?f / f а, где f частота тестового тона. При частотах
выше 1000 Гц величина ?f
/ f (отношение Вебера) остается постоянной и составляет приблизительно
0,003; в области частот ниже 1000 Гц отношение Вебера возрастает по мере уменьшения частоты. Т. о.,
ухо менее чувствительно к изменениям низкочастотных тонов. Различение частоты улучшается по мере
увеличения интенсивности тестового тона над порогом, с очень большими декрементами ЕЗР при
частотах выше 2000 Гц. Существует по меньшей мере 1500 ЕЗР в частоте между нижней и верхней
границами слышимого диапазона, при заданном значении порогового уровня звукового давления.
Различение двух тонов по интенсивности зависит от их частоты. Величина ЕЗР в интенсивности
(?I) минимальна в диапазоне частот наибольшей слуховой чувствительности, т. е. в районе 2000 Гц. По
мере отклонения частоты вверх и вниз от этого диапазона, величина ?I постепенно возрастает,
особенно для низких частот. Когда частота тона поддерживается постоянной, ?I заметно снижается, как
только интенсивность тестового тона превышает порог. Отношение Вебера (?I / I) не яв-ся постоянным,
а варьирует от 1/20 для тона 2500 Гц на уровне 100 дБ выше порога до 7,5 для тона 35 Гц на уровне 5 дБ
выше порога.
Для тона 1000 Гц и межушном фазовом угле (?) 45° испытуемый может обнаружить изменение
(??) примерно в 3°. Для частот до 900 Гц ?? остается постоянной, но при возрастании частоты свыше
1000 Гц и изменении в от 0 до 180° или от 360 до 180° величина ?? возрастает примерно до 30° при
частоте 2000 Гц.
Что касается времени (t) звучания, отношение Вебера (?t / t) не является постоянным; оно
уменьшается с увеличением длительности стандартного сигнала. Для тонов со значениями t от 0,4 мс до
4 мс отношение Вебера быстро уменьшается с 2,0 до 0,4; при изменении длительности стандартного
сигнала от 4,0 до 400 мс отношение Вебера продолжает уменьшаться, но не так заметно. Поскольку
способность различать неск. следующих один за др. звуковых сигналов определяется наличием между
ними интервалов тишины, пара щелчков при моноуральном предъявлении, по данным С. М. Авеля, м. б.
воспринята на слух как два сигнала, если интервал между ними составляет не менее 36 мс.
Объем относится к субъективной оценке размера или протяженности звука (не громкости) и
зависит от частоты и интенсивности. Низкочастотные звуки субъективно воспринимаются как
занимающие больший объем, а высокочастотные как занимающие меньший объем. По мере
увеличения интенсивности объем низкочастотных звуков растет медленно, а высокочастотных
гораздо быстрее. При значительной интенсивности все звуки независимо от частоты кажутся равными
по объему.
Тоны могут оцениваться с т. зр. их плотности или насыщенности независимо от высоты,
громкости и объема. Плотность относится к субъективной оценке концентрированности, резкости или
жесткости звука. Громкие высокочастотные звуки кажутся более плотными по сравнению с тихими
низкочастотными.
Качество чистых тонов, к-рое придаст им сходство с гласными звуками, получило назв.
вокальности. Напр., тон 263 Гц напоминает по звучанию гласную «и» в слове «true»; тон 1053 Гц звучит
как «а» в слове «father», а тон 4200 Гц воспринимается на слух как гласная «г» в слове «machine».
См. также Нарушения слуха, Локализация звука, Слуховое восприятие, Ухо
Дж. Ф. Корсо
Слуховое восприятие (auditory perception)
Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические
стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум.
Чистый тон это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется простой
синусоидальной функцией времени; он м. б. описан через параметры частоты, амплитуды, фазы. Физ.
изменения на континууме частоты от низкой до высокой вызывают соотв. психол. изменения высоты
звука, а изменения физ. амплитуды связаны непосредственно с психол. громкостью. Вместе с тем на
восприятие высоты звука дополнительно влияет интенсивность и длительность, а на воспринимаемую
громкость частота и длительность акустического стимула. Чистые тона могут тж различаться по
таким психол. измерениям, как объем, плотность и вокальность.
Музыкальные топа это сложные звуки, образованные периодически повторяющимися
колебаниями, к-рые можно описать через осн. частоту и кратные ей частоты (гармоники или обертоны),
с учетом их относительных амплитуд и фазовых соотношений. По мере возрастания осн. частоты в
|