условиях, тогда как испытуемые с внешним локусом контроля демонстрировали этот эффект в
безличных условиях. Хотя ограничения свободы могут вызывать общие эффекты, они также зависят от
релевантных личностных переменных.
Восприятие каузальности
Исслед. процессов атрибуции, основанные на теории Хайдера, и исслед. ожиданий, связанные с
мотивацией достижения, объединяет переменная локуса контроля. Теории мотивации достижения и
интернального-экстернального контроля обладают рядом общих черт.
Так, Вайнер и его сотрудники представили систематическое описание того, как интерналы и
экстерналы воспринимают результаты своей деятельности. Интерналы склонны приписывать свой
успех или неудачу собственным особенностям способностям и усилиям, тогда как экстерналы
приписывают свои результаты действию внешних факторов трудности задачи или везению. Это
различение поддерживается данными ряда исслед.
Люди с высокой мотивацией достижения значительно чаще относят свой успех на счет
собственных способностей и усилий, что повышает ощущение достигнутого успеха. В случае неудачи
они приписывают ее недостатку приложенных усилий, к-рые, будучи нестабильным условием, при
необходимости можно увеличить. Эти люди предпочитают задачи среднего уровня сложности, шансы
на решение к-рых растут вместе с повышением прикладываемых усилий. Они действуют энергично и
настойчиво, поскольку полагают, что усилия ведут к успеху, и задачи среднего уровня сложности чаще
всего поддаются таким усилиям.
В противоположность этому, люди с низкой мотивацией достижения избегают связанной с
достижением деятельности, т. к. они относят успех на счет действия внешних факторов и не считают,
что усилия могут существенно повлиять на результат. Они отказываются от продолжения деятельности
при возникновении угрозы неудачи, поскольку полагают, что последняя является результатом
недостатка способностей (стабильный и неконтролируемый фактор). Эти люди предпочитают легкие
или сложные задачи, к-рые сводят самооценку к минимуму.
См. также Диспозициональные наборы, Локус контроля
Э. Вайнек
Внутренняя валидность (internal validity)
В. в. относится к степени уверенности, с к-рой можно судить о предполагаемой каузальной связи
между переменными. Эксперимент обладает В. в. в той мере, в какой наблюдаемые эффекты можно
отнести к влиянию независимых переменных, а не к.-л. др. посторонних факторов.
Приписывание причинной обусловленности обычно предполагает, что две переменные
причина и следствие будут сопряженно изменяться, однако прежде чем делать вывод о В. в.,
необходимо продемонстрировать, что А действительно вызывает Б (т. е. что возникновение одного
лишь А приводит к Б). Можно, напр., ошибочно посчитать, что обучение решению перцептивно-
моторных задач в домашних условиях а) приводит к повышению успеваемости детей в школе, б) тогда
как в действительности такой желаемый рез-тат обусловлен не столько самим перцептивно-моторным
обучением, в) сколько родительской заботой и вниманием.
Психол. эксперименты особенно подвержены вводящим в заблуждение и непредусмотренным
эффектам побочных переменных, поскольку эти эксперименты крайне редко можно реализовать в таких
идеально чистых условиях, какие создаются в физ. лабораториях. Поэтому преимущественной заботой
исследователей в психологии становится планирование экспериментов т. о., чтобы получаемые в них
положительные рез-ты позволяли делать выводы о существовании причинно-следственных связей.
В. в. отличают от внешней валидности, относящейся к возможности распространения рез-тов за
пределы того специфического контекста, в к-ром была установлена В. в. Напр., если бы в тщательно
контролируемых условиях удалось доказать, что переполненность клеток, в к-рых содержатся
лабораторные животные, приводит к агрессивному поведению у белых крыс (В. в.), были бы у нас
основания для распространения этого вывода на людей, проживающих в гетто (внешняя валидность)?
В. в. следует отличать от конструктной валидности, к-рая является теорет. объяснением
предполагаемой причинно-следственной связи. В большинстве случаев, однако, когда существуют все
разумные основания считать В. в. установленной, исследователю хочется сформулировать
концептуальную основу или конструкт для объяснения этих связей. Кроме того, В. в. не следует
смешивать с внутренней согласованностью термином из области тестирования, относящимся к
интеркорреляциям внутри нек-рого набора заданий.
|