При установлении В. в. необходимо убедиться в существовании определенной
последовательности событий. Очевидно, если существует связь между А и Б, и А всегда предшествует
Б, логично предположить, что А вызывает Б, а не наоборот. Помимо орг-ции максимально возможного
контроля над условиями окружения и эксперим. ситуации проводящие исслед. психологи занимаются
отбором испытуемых такими способами, к-рые исключают систематические ошибки при распределении
их в эксперим. и контрольные группы. Они тж прибегают к тщательно разраб. эксперим. планам
(учитывающим ковариацию и включающим уравновешивание) для осуществления статистических
способов контроля над влиянием переменных, с тем чтобы можно было делать обоснованные суждения
о причинных связях.
Далее в сокращенной форме приводится проведенный Куком и Кэмпбеллом анализ проблем,
возникающих при проведении квазиэксперим. или полевых исслед. в психологии, каждая из к-рых
представляет собой потенциальную угрозу для В. в.
Конкретные события, к-рые происходят между первым и вторым измерениями, могут изменять
реакции испытуемого. Напр., если в исслед. проверяется влияние нового лекарственного препарата на
уменьшение тревоги, а в период между измерениями над данной местностью пронесся торнадо, то на
рез-ты измерения уровня тревоги может серьезно повлиять страх, вызванный этой катастрофой.
Кроме того, изменения, естественно происходящие с течением времени и связанные с развитием
испытуемых, тж могут вызывать последствия, к-рые загрязняют эксперимент (т. е. улучшения в
перцептивно-моторных умениях у детей м. б., скорее, следствием простого взросления, нежели
обучения).
В исслед., предполагающем повторные тестирования, многократное применение того же самого
инструмента могут приводить к кумулятивному эффекту, к-рый загрязняет исследуемое воздействие
(напр., улучшение в оценках IQ в рез-те «обогащения» среды может стать следствием знакомства с
данным интеллектуальным тестом).
Механические или сделанные чел. изменения в инструментах, используемых для измерений,
могут вызывать иные, нежели исследуемое воздействие, эффекты. Со временем механическая пружина
может утратить свою эластичность или исследователь может изменить свою ориентацию.
Пренебрежение феноменом статистической регрессии (тенденции высоких и низких оценок при
повторном тестировании изменяться в сторону области средних значений) может привести к получению
чрезмерно положительной и вводящей в заблуждение оценке взаимосвязи и, как следствие, к
ошибочным выводам в отношении причинной обусловленности.
Непреднамеренная ошибка в процессе отбора испытуемых для контрольной и/или эксперим.
группы может вызывать рез-ты, связанные с этим неучтенным, но неслучайным распределением
отдельных испытуемых. В этом случае различия между группами, обусловленные скорее отбором
испытуемых, нежели самими исследуемыми воздействиями, могут приводить к ошибочным выводам.
Любое выбывание испытуемых в ходе проведения эксперимента (сознательный уход, болезнь
или даже смерть) может искажать рез-ты эксперимента, если такая убыль выходит за пределы
случайного отсева.
Неопределенность в отношении того, является ли А причиной или рез-том Б, неизбежно
сказывается на В. в. Играет ли футбольная команда лучше из-за присутствия на трибунах большего
числа болельщиков или, наоборот, большее число болельщиков собралось на игру потому, что эта
команда стала играть лучше?
Случайная и нежелательная коммуникация между группами, принимающими участие в исслед.,
разрушает эксперим. наивность испытуемых и может формировать установки и ожидания, не связанные
с целями данного исслед. В свою очередь, эксперимент сам может вызывать компенсаторное
соперничество, чувство обиды, возмущение и деморализацию у отдельных испытуемых и/или их групп
состояния, к-рые не имеют отношения к целям эксперимента и могут искажать его рез-ты.
Поскольку экспериментаторы работаю не в вакууме, иногда случается, что по
административным или соц. причинам группы получают компенсаторное воздействие, к-рое приводит к
уравниванию эффектов и работает против достижения валидных рез-тов. Напр., предоставление хотя бы
минимальной терапии контрольной группе пациентов, к-рые вообще не должны были получать никакой
терапии, м. б. оправданным с т. зр. гуманности, но, без сомнения, наносит ущерб цели такого
эксперимента.
Не существует способов проведения совершенного эксперимента (т. е. такого, в к-ром
достигается настолько полный контроль, что было бы невозможно отнести полученный рез-т или
взаимосвязь к категории артефактов). Кроме того, обычно сам контекст психол. экспериментов делает
|