ся следствием: а) прошлой жизни, особенно событий раннего детства; б) бессознательных аттитюдов и
переживаний, часто глубоко вытесненных; в) биологически обусловленных побуждений, особенно
эротических и агрессивных, порождающих глубокие челов. конфликты; г) фиксации на ранних стадиях
психосексуального развития оральной, анальной, генитальной и латентной; д) защитных шагов и
уклонений, препятствующих изменению.
Для того чтобы добраться до главных источников бессознательных, вытесненных конфликтов
пациентов и устранить их серьезные фиксации, психоаналитики используют различные
терапевтические методики: а) метод свободных ассоц.; б) анализ и толкование сновидений; в)
формирование и проработку интенсивных отношений переноса (трансфера) между аналитиком и
пациентом; г) значительное количество психотерапевтических сеансов; д) интерпретацию
бессознательных чувств и конфликтов пациента; е) раскрытие защит пациентов и оказание помощи в
отказе от них.
Адлерианская психотерапия или индивидуальная психология. Индивидуальная психология
была создана А. Адлером. Хотя ее оригинальные положения соблюдались последователями довольно
строго, она получила значительное развитие в трудах мн. психотерапевтов.
Согласно теории Адлера, эмоциональные нарушения в значительной степени связаны с: а)
чувством неполноценности; б) стремлением отдельных людей к личному процветанию, а не к соц.
интересу; в) нежеланием подвергаться риску и жить полной жизнью; г) отказом от придания
конструктивного смысла собственному существованию; д) искаженными восприятиями и
представлениями, ведущими к неспособности обучаться.
Адлерианские методики психотер. включают: а) ясный показ клиентам их жизненных целей и
возможных способов изменения их дисфункционального стиля жизни; б) конфронтацию клиентов с их
обреченными на провал идеями; в) контрпропагандистскую работу с клиентами в случаях, когда их
цели, намерения и ценности яв-ся дисфункциональными; г) стимуляцию клиентов к конструктивным
действиям, направленным на изменение их целей, подрывающих собственную жизнь; д) постоянное
побуждение клиентов к принятию ими ответственности за переориентацию своей жизни в более
позитивное русло; е) помощь клиентам в мужественном признании собственного несовершенства; ж)
демонстрацию клиентам способов развития своих соц. интересов.
Аналитическая (юнгианская) психотерапия. К. Г. Юнг порвал с Фрейдом примерно в 1913 г.
Юнг видел в либидо не сексуальную, а общую психич. энергию и подчеркивал значение
мифологических и др. символов в генезе и лечении эмоциональных нарушений. Среди последователей
Юнга наибольшую известность приобрели Герхард Адлер и Э. Л. Росси.
Согласно теории Юнга, эмоциональные и поведенческие нарушения возникают, гл. обр.,
вследствие: а) блокады сильного инстинкта индивидуации чел.; б) комплексов, порождаемых сильными
бессознательными компульсиями; в) руководства символическими сообщениями из бессознательного,
сбивающими людей с пути; г) наследственных предрасположений, проистекающих из нарушения
функционирования коллективного бессознательного; д) появления сексуальных нарушений в рез-те
развития общих нарушений (а не наоборот).
Юнгианские методики психотер. включают: а) демонстрацию клиентам того, что все страдания
вызваны утратой смысла (жизни) и что архетипы могут порождать целительные силы; б) содействие
клиентам в символическом понимании симптомов своих неврозов и показ им выхода из своих
внутренних конфликтов через этот символизм; в) подчеркивание целенаправленной, устремленной в
будущее работы души; г) раскрытие клиентам креативных и целебных сил бессознательного; д)
интерпретацию сновидений с акцентом на их символическом значении; е) побуждение к переживанию,
а не просто интеллектуальному пониманию; ж) мягкое, но настойчивое побуждение клиентов быть
внимательными к своему внутреннему миру и ценить его.
Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия. Личностно-
центрированная терапия (первонач. наз. клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в
начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный
психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. на опыте психотер.). Хотя
она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный
компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов.
Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. рез-том: а) приобретения
людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские
годы, и отказа др. обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между
реальным Я и тем, как воспринимают чел. др.; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты
|