Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1286 of 1766 
Next page End  

собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать
чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции,
вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства малоценности.
Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. включают: а) включение в
глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих
отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в)
недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене
состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего
развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного
отношения к самим себе, гл. обр. через переживание безусловно положительного отношения к ним
терапевта.
Когнитивно-поведенческая и рационально-эмотивная терапия. Совр. когнитивно-
поведенческая терапия зародилась в 1955 г., когда А. Эллис предложил свою рационально-эмотивную
терапию. Следуя филос. концепциям стоиков, особенно Эпиктета и Марка Аврелия, а тж
воспользовавшись нек-рыми идеями таких пионеров-исследователей, как Э. Солтер, А. Герцберг и Дж.
Келли, Эллис связал воедино нек-рые осн. элементы когнитивной терапии в изложении А. Адлера и
поведенческой терапии в понимании Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. В последующем появилась
группа психотерапевтов, использующих сходные формы терапии.
Согласно теориям рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и когнитивно-поведенческой терапии
(КПТ), главный вклад в эмоциональные и поведенческие нарушения вносят: а) сильная тенденция (как
врожденная, так и приобретенная) действовать как в пользу своих интересов и интересов своей соц.
группы, так и против них; б) искаженные восприятия, нереалистичные наблюдения и выводы; в)
абсолютистские, иррациональные убеждения в том, что (1) нек-рые неприятные ситуации не должны
существовать, но (2) к великому ужасу, они существуют, и (3) люди, оказавшиеся в этих неприятных
ситуациях, совершенно не в состоянии им противостоять, а (4) те, кто вызывает такие ситуации —
никчемные люди; г) непомерная эскалация людьми своих сильных желаний до размеров божественных
предписаний, требований и настояний свыше; д) образование у людей взаимосвязей и взаимодействий
между нереалистичным и абсолютистским мышлением, неадекватным эмоциональным реагированием и
обреченным на неуспех поведением.
Методики КПТ и РЭТ включают: а) демонстрацию клиентам того, что их эмоциональные
проблемы вызваны не неблагоприятными условиями, а (сознательным или бессознательным) выбором
создавать себе эти проблемы; б) обучение клиентов различным когнитивным, эмоциональным и
поведенческим методам изменения нереалистичного мышления, неадекватных чувств и
дисфункционального поведения; в) выполнение клиентами определенных домашних заданий; г)
десенсибилизацию и фладинг в реальных условиях, а тж воображаемую десенсибилизацию и
постепенные приближения к вызывающим тревогу ситуациям; д) использование подкреплений и
штрафов для побуждения к изменению поведения; е) сильнодействующие методы, такие как
энергичные дискуссии по поводу себя и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной
стыдливости; ж) семантические методы терапии; з) решение задач и применение научного метода к
личным и межличностным проблемам; и) разнообразные психопедагогические методики, такие как
лекции, семинары, демонстрация аудиовидеозаписей и библиотерапия; к) тренинг навыков,
направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; л) методы когнитивного
отвлечения, воображения и рефокусирования.
Поведенческая психотерапия. Поведенческие методы впервые использованы в психотер. Дж.
Б. Уотсоном и М. С. Джонс в 1920-х гг.; широкое распространение они получили в 1950-е гг. благодаря
трудам Дж. Вольпе, Б. Ф. Скиннера и их последователей.
Согласно теориям поведенческой терапии, эмоциональные проблемы возникают гл. обр. в рез-те:
а) неэффективного или неадаптивного научения; б) обусловливания др. людьми, особенно в период
раннего детства; в) самообусловливания и самозакрепления дисфункциональных мыслей, чувств или
действий; г) избегания ситуаций, вызывающих тревогу; д) отсутствия навыков, приводящего к
снижению результативности; е) искаженных восприятий окружающей действительности.
Осн. методиками, используемыми в поведенческой терапии, яв-ся: а) фокусирование усилий на
изменении текущего поведения клиентов; б) активное и директивное обучение клиентов тому, как
изменить их дисфункциональные мысли, чувства и паттерны поведения, а тж тому, как приучить себя
мыслить, чувствовать и действовать более конструктивно; в) имажинативная (воображаемая)
систематическая десенсибилизация тревог и страхов; г) десенсибилизация in vivo;
д) методики
Hosted by uCoz