постепенной десенсибилизации и наводнения (фладинга); е) демонстрация клиентам способов контроля
стимулов и изменения ситуаций, вызывающих проблемы; ж) коррекция искаженных восприятий и
нереалистичных представлений; з) тренинг навыков, направленный на повышение способностей,
интересов и достижений клиентов; и) сочетание подкрепления адаптивного поведения с аверсивным
обусловливанием дезадаптивного поведения; к) методики релаксации.
Гештальт-терапия разраб. Ф. Перлзом в начале 1940-х гг. Среди учеников Перлза Дж.
Фэган, У. Кемплер, А. Левицки, Лаура Перлз, Э. и М. Полстер, Ирма Ли Шеферд, Дж. Симкин и Дж.
Зинкер.
В гештальт-терапии принято считать, что эмоциональные нарушения в основном вызываются: а)
«обязывающим» отношением к жизни; б) перевесом размышлений над действиями; в) отказом от жизни
в настоящем в пользу сосредоточения на прошлом или будущем; г) переделыванием себя и др. вместо
того, чтобы быть самим собой и принимать себя таким, какой есть; д) отказом брать на себя
ответственность за собственные решения.
Осн. методики гештальт-терапии: а) содействие клиентам в полном осознании своих чувств в
ситуации «здесь-и-сейчас»; б) демонстрация клиентам, как отвергать когнитивные интерпретации и
объяснения имеющихся у них трудностей; в) дыхательные и физ. упражнения; г) помощь клиентам в
достижении интеграции.
Эмпирическая (основанная на опыте) и гуманистическая психотерапия обязана своим
происхождением трудам таких философов, как Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер,
Мартин Бубер и Жан-Поль Сартр, а тж таких психологов, как Вильгельм Дильтей, Абрахам Маслоу и
Вильгельм Райх. Она объединяет широкий спектр теорий и методов.
Сторонники эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии придерживаются
мнения, что эмоциональные нарушения имеют свои истоки в: а) отказе подвергаться риску, живя
полной жизнью, и примирении с неизбежностью смерти; б) неспособности стать хозяином своей жизни
и поведения и быть совершенно автономным, даже в условиях комфортабельной жизни общины или
соц. группы; в) чрезмерной конформности, ведущей к тенденции постоянно пренебрегать собственным
опытом; г) отказе экспериментировать с собственными желаниями и стремлениями, обрекая себя на
сужение опыта.
В эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии используются следующие
методики: а) акцентирование испытываемых клиентами ощущений и их внутренних процессов
изменения и развития; б) помощь клиентам в обретении глубокого внутреннего чувства истины; в)
использование физ. упражнений и физ. приемов высвобождения эмоций; г) намеренное подвергание
себя риску с целью ощутить иной модус существования; д) заботливое и открытое отношение к
клиентам, служащее для них моделью заботливого и открытого отношения к др. людям; е) содействие
клиентам в достижении безусловно положительного самоотношения или полного самопринятия,
аутентичности, честности перед собой и откровенности.
Транзактный анализ (ТА), предложенный Э. Берном в середине 1950-х гг., первонач. был
задуман как дополнение к психоан.
Согласно теории ТА, главными причинами эмоциональных нарушений яв-ся: а) получение
людьми в раннем детстве «перфолент» («tapes»)
от «родительского» эго-состояния, побуждающих их
функционировать в эго-состоянии «ребенка», а не в более разумном и продуктивном состоянии
«взрослого»; б) врожденная тенденция людей считать транзакции между своими эго-состояниями
крайне важными и непоколебимыми; в) возникающие в рез-те этого стереотипизированные привычные
паттерны поведения и отсутствие личной автономии; г) недостаток ласки и любящего признания
окружающих в раннем детстве; д) сохранение осн. жизненных решений или «сценариев», поскольку
они имели субъективную ценность в ранние детские годы; е) тенденция к использованию защитных
маневров или игр для удержания и подкрепления ранних «сценариев» принятия решений.
Транзактные психотерапевты используют разнообразные методики, особенно следующие: а)
прослеживание истоков нарушенных чувств до решающего момента в давнем прошлом с последующим
переобучением клиентов относиться к этому иначе и, соответственно, испытывать др. чувства; б)
помощь клиентам в достижении баланса эго-состояний; в) показ клиентам, как посредством
конфронтации с самим собой можно вновь пережить решающие моменты прошлой жизни и прийти к
новому решению важных вопросов; г) помощь клиентам в осознании ими своей внутренней силы; д)
выявление и прерывание защитных маневров или «игр» клиента; е) помощь клиентам в достижении
более равномерного распределения энергии между различными эго-состояниями.
См. также Адлерианская психотерапия, Аналитическая психотерапия, Поведенческая терапия,
|