реальностях жизненного опыта. Мне кажется, что сейчас настало время для того, чтобы целиком и
полностью отказаться от этого понятия».
В «Многообразии...» и «Очерках...» Джемс выражал свое отрицательное отношение к
интеллектуализму и ограждал опыт от трансэмпирических факторов, вне зависимости от того, материя
это или душа. Отказ Джемса от понятия С. методологически сродни отказу Дж. Беркли от понятия
материи. Отрицая дуализм с его интеракционистским образом мышления, Джемс локализует разум и
материю, познающего и познаваемое, в опыте «как-он-естъ» (experience-as-such). Однако что
представляет из себя подобный опыт, остается столь же неуловимым для понимания, как и
взаимодействие разума и материи в дуалистических постулатах.
Если во взглядах Джемса и обнаруживается нек-рая непоследовательность, она связана с двумя
различными смыслами, в к-рых он употреблял термин «С.». С., описываемое в «Принципах...», это
феноменальное сознавание (phenomenal awareness). В «Многообразии...» это уже «сознание-как-
таковое» (consciousness-as-such). Феноменальные и трансцендентальные коннотации С. и в наши дни
продолжают окрашивать большую часть споров вокруг этого понятия. Нек-рые ученые рассматривают
С. как нечто самостоятельное, автономное и не сводимое к др. явлениям. Согласно принципу
субъективности, реальность С. дана интуитивно. Бестелесный ум по Декарту, ноуменальное «я» по
Канту, чистая память (pure memory)
по Бергсону, трансцендентальное эго по Гуссерлю и небытие по
Сартру, по-видимому, предполагают существование «сознания-как-такового» (consciousness-as-such).
Используя терминологию квантовой физики, можно сказать, что «сознание-как-таковое» означает
нелокальный аспект реальности и субъективность в нашем бытии. В наше время подобные
представления о С. приняты трансперсональной школой психологии. Если согласиться с реальностью
?-феномена, следует принять во внимание и нелокальные аспекты С.
Как бы то ни было, большинство психологов сужают границы С. до его ограниченного смысла
феноменального сознавания. При таком понимании сознание четко локализовано и поддается описанию
на языке пространственно-временных формулировок. Весьма вероятно, что мозг играет достаточно
важную роль в нашем осознании мира. Следовательно, различные психич. явления могут находиться в
определенном соотношении с различными процессами в мозге и НС, и их можно исследовать с т. зр.
нейрофизиологии. Из этого, однако, не следует, что все психич. явления в итоге сводятся к состояниям
мозга или что С. не существует помимо этих состояний. Нек-рые индийские филос. течения, особенно
школа Санкхья (Sankhya), полагают, что разум по существу материален, тогда как «сознание-как-
таковое» нематериально. У Бергсона тж есть интересные соображения в отношении перехода от
нематериальной чистой памяти к материальным перцепциям, т. е. от «сознания-как-такового» к
сознательным феноменам.
В настоящее время достаточно большое количество научных работ посвящено медитации.
Однако во мн. случаях содержащиеся в них концепции запутанны и проводят слишком широкие
обобщения, а сами работы методологически слабы. Возможно, ключ к более полному пониманию С.
будет найден в будущем, в ходе исслед. внимания.
См. также Амнезия, Безобразное мышление, Интроспекция, Вопрос об отношении души и тела,
Исследование расщепленного мозга, Структурализм, Бессознательные умозаключения
К. Р. Рао
Сокращенная психотерапия (brief psychotherapy)
Целесообразная длительность психотер. служила предметом дискуссий, начиная с времен З.
Фрейда, к-рый был озабочен длительностью проведения психоан. и полагал, что при повышении уровня
знания о личности и психопатологии чел. время, необходимое для терапии, будет постепенно
уменьшаться. Однако его ожидания не оправдались. Вместо этого продолжительность психоан., по
меньшей мере в США, увеличилась. Хотя точная и надежная стат. отсутствует, представляется, что в
большинстве случаев длительность анализа составляет 46 лет.
Вследствие ист. развития психоан. и психодинамической терапии в целом, в течение мн. лет
было принято считать, что психотер. требует умеренно длительного периода времени для обеспечения
положительных рез-тов. Исходили из того, что невротические проблемы индивидуума развивались в
течение мн. лет и что лежащими в их основе причинными факторами были вытесненные
неосознаваемые конфликты. Следовательно, терапевт не может форсировать терапевтический прогресс
открыто директивным поведением, а должен терпеливо играть пассивную роль. Более того, слишком
быстрый ход терапии мог бы причинить вред, поскольку клиенты в этом случае были бы поставлены
|