Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 1766 
Next page End  

символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов
тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно
«работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то
родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение,
за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных
характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с
наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности,
повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя
(напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение
модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание).
Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов
к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в
стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее
контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и
продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-
рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически
и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц.
научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую,
логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее
эмпирическое подтверждение.
Побуждение
Если чел. уже научился поступать агрессивно — и знает, когда, где, в отношении кого это можно
делать, — то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки?
Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов.
Побудить чел. к А. могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в
теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения
рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий,
помимо А., несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость,
психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное
решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления — второй предполагаемый класс
аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной А. указали на этот провоцирующий
стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по
сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений
в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и
оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными
побудителями А. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную
реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и
публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно
велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и
частый характер.
Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание
моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой А. Если мы
наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое
наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным
угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А.
Если же модель вознаграждается за проявление А., может возникнуть эффект реакции фасилитации.
Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за
проявлениями А. часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно
фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного
поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает
напряжения.
Поощряющие стимулы. С. Фишбах и др. исследователи различают гневную А. и
инструментальную А. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором —
получение поощрения. Поощряющие к А. стимулы имеют отношение ко второму виду А.
А. очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору
получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено
Hosted by uCoz