одно из препятствий
возможно, существенное к успешному, широкому контролю агрессивного
поведения.
Следование предписаниям. Один чел. может проявить А. в отношении др., исполняя приказ.
Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении
детства и отрочества-юности, а затем мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой
жизни (на работе, на военной службе и т. д.).
Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о
божественных посланиях, мания величия все это может выступать в качестве побудительных
стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты,
воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего А.
фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается.
Влияние факторов окружающей среды. В последнее время психологи стали проявлять все
больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая
подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как
побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др.
характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться
стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными
факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих
средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального
возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений.
Поддержание
На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие
вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного
воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий
жертвы А.
В поддержании А. большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий А. эффект
наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ.
функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда
наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение.
Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на
собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное
поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных
проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и
позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки
повышают их самооценку.
Предсказание агрессии
Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно
знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к А. К сожалению, высокой точности
предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось
установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими
и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное)
происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие
актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой А. у конкретного
чел. или конкретной группы лиц.
В своей работе «Клинический прогноз насильственного поведения» (The clinical prediction of
violent behavior) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка
полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Рез-ты этих попыток
прогнозирования сведены в табл. 2.
Таблица 2. Исследования валидности клинического прогноза насильственного поведения
Исследования
Правильные
положительные
прогнозы, %
Ошибки
типа
«ложная
тревога», %
Правильные
отрицательные
прогнозы, %
Ошибки
типа
«пропуск
цели», %
Число
предсказанных
случаев
совершения
насилия
Число
предсказанных
случаев
несовершения
насилия
Kozol et al.,
34,7
65,3
92,0
8,0
49
386
|