(1972)
Steadman &
Cocozza (1974)
20,0
80,0
967
Cocozza &
Steadman (1976)
14,0
86,0
84,0
16,0
154
103
Steadman (1977)
41,3
58,7
68,8
31,2
46
106
Thornberry &
Jacoby (1979)
14,0
86,0
438
Из табл. 2 видно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему
количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа «ложная тревога», т. е. когда мн.
люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего
наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: «"Лучшее" из имеющихся на настоящий момент
клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех
предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет».
Контроль агрессии
Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще
Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве
компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое
подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и
возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А.
Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых
заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-
разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от
стресса. Основная идея тренинга обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие
реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно.
Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится
все более популярным.
Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать
конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется
подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится
после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать
вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта
соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта
учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей
видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к
контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта.
Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую
долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление
это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-
рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения.
Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические
приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность
агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А.
Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения,
довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения.
Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд
психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры
обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении
полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства
получила широкое и надежное подтверждение.
Воспитание характера в его совр. варианте, представленном Программой воспитания
характера (Character Education Curriculum), реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных
чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных
классов.
Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей
|