Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1307 of 1766 
Next page End  

факторами. Во-вторых, в будущих исслед. предстоит интегрировать понятия С. п. в более традиционные
области психологии, связанные с личностью, развитием и личными отношениями. В-третьих, в модели
поддержки будут лучше интегрированы негативные аспекты соц. связей. Наконец, будут внедряться и
оцениваться иные (чем повсеместно распространенные группы поддержки) вмешательства, связанные с
соц. поддержкой. Люди улучшают свои эмоциональные, информ., физ. и материальные ресурсы при
помощи семьи и друзей. Исследователи только приступили к распутыванию этих сложных процессов
С.и.
См. также Зависимость, Зависимая личность, Социальная желательность, Социальная изоляция
А. Во
Социальная психология (social psychology)
С. п. служит мостом, соединяющим интересы психологии, с се акцентом на индивидууме, с
социологией, с ее акцентом на соц. структурах. В качестве области, она яв-ся такой же старой, как и те
две дисциплины, в к-рых она берет начало, однако она не обладала четко выраженной
индивидуальностью вплоть до начала XX столетия.
Расцвет С. п. обычно связывают с одновременным появлением двух учебников под этим
названием, автором одного из которых был Росс, а другого — Макдугалл. Работа Росса явилась
отражением его предыдущего увлечения анализом коллективного поведения, в ней не делалось акцента
на поведении индивидуума в соц. контексте. В отличие от пего, Макдугалл делал акцепт на
индивидуальном поведении и широко трактовал механизмы и тенденции поведения.
Еще один импульс к развитию в этот ранний период С. п. получила от «формальной»
социологии, основным представителем к-рой являлся Зиммель. Во многих отношениях работы Зиммеля
рассматриваются как важный источник вдохновения для последующих усилий в изучении групповой
динамики и малых групп.
Большинство событий, происходивших в течение этого раннего периода становления С. п.,
оказывались сравнительно изолированными по своему воздействию.
В период после окончания Второй мировой войны эта область переживала бурный рост,
выразившийся в появлении сотен журналов, посвященных С. п. и ее субдисциплинам, и массы книг и
монографий. Ко всему прочему, этот рост сопровождался событиями, к-рые разрушили
междисциплинарные барьеры. Следует особо отметить, что совр. период развития С. п. совпал с
усилением тенденции к движению в сторону прикладной науки, и С. п. решительно включилась в него.
Область ее интересов простиралась от вопросов анализа соц., этнических, расовых, половых и др.
факторов во внутригрупповых и межгрупповых отношениях до более эксплицитного изучения
политики в частных и общественных секторах под рубрикой оценочных исслед. (evaluation research).
До 1930-х гг. в С. п. не наблюдалось заметного прогресса. Единственным исключением являлись
работы Олпорта, изучавшего влияние присутствия группы на продуктивность деятельности.
Плодотворный период в годы, последовавшие за депрессией, включал работы Левина и его учеников,
разрабатывавших теорию поля и групповой динамики. В это же время Морено и его коллега,
Дженнингс, успешно развивали социометрический анализ, и наряду с ним комплекс дополнительных
процедур, включ. ролевые игры и психодраму. Более аналитические материалы, полученные из
наблюдений развитием детей, были проинтерпретированы благодаря усилиям таких ученых, как Мид.
Теорет. интересы фрейдистов также затронули область С. п., прежде всего благодаря академическим
интерпретаторам, а работы Фромма, напр., быстро приобрели довольно широкую известность среди
социологов. Появились опросы общественного мнения, и академическая база исслед. мнений и
аттитюдов становилась твердой основой для таких исслед. Вероятно, межевым знаком при переходе к
периоду после Второй мировой войны может служить публикация М¸рфи и коллег, к-рые обобщили
большинство фундаментальных исслед. того периода и отчетливо констатировали, что, являясь
эксперим. областью, основанной на систематическом изучении, С. п. имеет фундаментальное ядро и
совокупность обоснованных приложений.
С т. зр. накопления массивов данных и их интеграции в теорию, С. п. страдает тем же
недостатком, что и большинство общественных и психол. наук. Прогресс здесь остается слабым,
несмотря на возросшую активность, особенно в период после Второй мировой войны. Тем не менее
доступность компьютеров, осознание ограничений результатов экспериментов и наблюдений,
полученных на сравнительно небольших выборках, и рост более общей ткани коммуникации между
дисциплинами позволяет говорить о том, что С. п. предоставляет как благоприятные возможности, так и
Hosted by uCoz