характеристикой: каждый чел. имеет равную ценность и значение. Когда С. р. существует в
объективном смысле, возникают максимальные возможности для установления демократических и
партнерских челов. отношений. Когда люди субъективно убеждены в существовании С. р., они в
большей степени ориентированы на внесение своего вклада в челов. сообщество и в меньшей степени
поглощены мыслями о личном престиже или стремлением доказать собственную ценность.
С. р. не означает тождественности, единообразия или конформности. Гарднер, как и Адлер и
Дрейкурс, проводит различие между равенством ценности личности
(equality of personal value)
и
равенством исполнения (equality of performance). Гарднер утверждает что выполнение задачи и внешние
атрибуты не тождественны понятию С. р. Как идеал, С. р. связано с вопросами морального и этического
характера, касающимися внутренней ценности, достоинства и уважения чел.
См. также Сотрудничество/соперничество, Распределительная справедливость, Теория
справедливости
Е. Д. Фергюсон
Социальные вмешательства (social interventions)
Определение
С. в. можно определить в широком смысле как любую спланированную попытку улучшить
положение людей, к-рая выходит за пределы традиционной сферы действия психологии. Оно включает
в себя совокупность различных видов деятельности, предпринимаемых самыми разными
специалистами, орг-циями, неформальными группами или отдельными людьми. Его целями яв-ся
удовлетворение основных материальных потребностей; ограничение девиантности; разрешение соц.
конфликтов; облегчение доступа к знаниям и формированию навыков; облегчение психол. проблем;
предотвращение или излечение болезней и содействие культурной, духовной или интеллектуальной
жизни. Мишени таких вмешательств многочисленны и разнообразны: нация в целом, обездоленные
дети, лица со специфическими расстройствами, ответственные лица, телезрители, воры-домушники,
мужья, избивающие жен, и т. д. Соц. воздействия включают в себя деятельность основных институтов
об-ва (систем образования, правосудия, здравоохранения, психич. здоровья, религии и политики), так
же как и групп или отдельных лиц, к-рые обладают влиянием в глобальном, национальном,
государственном или же местном масштабе.
Спектр С.в., реализуемых в настоящее время психологами, представляет гораздо более узкую
область, чем только что очерченная. Фактически, С. в. в том виде, как они практикуются психологами,
достаточно осторожно распространяются за пределы безопасной гавани традиционных взглядов (напр.,
психопатологии) и методов (напр., терапии). Тем не менее психологи в определенных областях (напр.,
коммунальные и соц. вопросы, проблемы развития, гендерные проблемы) проявили интерес к соц.
воздействию в более широком смысле: и как к источнику новых методов воздействия, и как к объекту
изучения per se. Этот интерес отражает ту т. зр., что психол. проблемы невозможно понять и разрешить
без учета соц. контекста, в к-рый они встроены. Скорее, соц. контекст (включ. существующие соц.
воздействия) определяет постановку и концептуализацию проблемы, вносит в проблему свой вклад,
побуждает оказывать воздействие и яв-ся необходимым средством для осуществления
поддерживающих решений. Такие взгляды находят большее понимание со стороны ищущей свой путь
общественной психологии.
Общественная психология
Общественная психология представляет собой развивающуюся парадигму, корни к-рой можно
проследить в соц. реформах 1960-х гг. и последующей переоценке роли психологии в об-ве. Ключевые
допущения этой парадигмы стали предметом оживленной дискуссии, темы к-рой включают такие
вопросы, как существенно возросшая роль психологии в повышении челов. благосостояния; сдвиг к
системной и холистической эпистемологии; смешение ролей ученого, общественного деятеля и соц.
критика; переход от исключительно интрапсихической к социально-экологической модели проблем;
исслед. новых подходов в предоставлении обслуживания, придающих особое значение
предупреждению, сотрудничеству, использованию местных ресурсов, культурному разнообразию и
делегированию полномочий. Как это точно выразили Гудстейн и Сандлер, внимание общественной
психологии сосредоточено скорее на системах контроля девиантности, системах поддержки и системах
социализации, чем на испытывающих проблемы конкретных людях.
Социальная критика. С этой т. зр., психологам нужно скорее подключаться к активной соц.
критике вместо того, чтобы наивно признавать список проблем и определений, увековеченный
|